Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Чтоб хоть не зря два часа туда-сюда ездить, сходил в кино на "Первого Мстителя" (мне одному как-то неудобно, что из названия убрали "Капитана Америку"? Нет, я понимаю, почему прокатчики так поступили, это-то и унизительно). Я, надо сказать, никогда не был поклонником капитана, ничего, посвящённого лично ему не читал, и лишь знаком с историей в общих чертах. Так что это моё первое близкое знакомство с ним.
Около половины фильма, как и в случае с "Железным Человеком", занимает история становления героя. Дистрофичный астматик Стив Роджерс фанатично хочет отправиться на фронт защищать страну, а тем временем в далёкой Европе нацистский оккультист Иоганн Шмидт овладел Тессарактом Одина, источником неограниченной энергии, детали полезных свойств которого, впрочем, не раскрываются. Стива, провожающего своего друга Баки (да, тут они ровесники, и Баки пока что смотрится куда более бравым, чем его друг) на фронт, замечает доктор Абрахам Эрскин и наконец-то исполняет его мечту - признаёт годным к строевой службе. Конечно, низкорослому и тощему Роджерсу приходится нелегко в процессе строевой подготовки, зато он, как выясняется, умеет пользоваться мозгами и с избытком наделён самоотверженностью - и доктор Эрскин настаивает, чтоб именно его включили в эксперимент по созданию суперсолдат (раньше Эрскин жил в Германии, где его идеями, понятно, тоже интересовались, но он не горел желанием помогать Рейху, так что сыворотку опробовал на себе лишь тот самый Шмидт - с плачевными результатами). Эксперимент завершается успешно, но тотчас же немецкий шпион убивает Эрскина и уничтожает все запаси сыворотки, так что Роджерс оказывается не только первым, но и единственным суперсолдатом (очевидно, доктор Эрскин не вел никакой записи своих исследований и формул, а его помощники умели только пробирки переставлять, кхм). Поскольку один в поле не воин, зато в газеты Стив уже успел попасть, ему предлагают сражаться на важнейшем фронте - разъезжать по стране в нелепом костюме под именем Капитан Америка, рекламируя акции военного займа. Он и разъезжает, пока не доезжает до фронта, где вдруг понимает, что вроде хотел не совсем этого, и узнаёт. что Баки попал в плен... Тем временем возглавляемая Иоганном Шмидтом (примерно тут нам сообщают, что он известен как красный Череп, а вскоре и дают увидеть - почему) организация "Гидра" откалывается от Рейха, поскольку Шмидт видит себя не меньше чем богом, и считает, что супероружия вроде импульсных ружей и огромных танков, созданного на базе Тессаракта, и нескольких сотен фанатично преданных солдат вполне хватит, чтоб завоевать мир. На беду, он-то и захватил Баки - так Капитан Америка и Красный Череп встречаются впервые. После этого Роджерс собирает команду отчаянных героев и начинает войну с "Гидрой", в которой, понятно, одерживает победу... Ну а в финале Капитана Америку размораживают, найдя во льдах, и знакомят с Ником Фьюри, чтоб мы могли посмотреть вы-знаете-какой-фильм в 2012 году.
Звучит не очень-то, да? На самом деле всё лучше, чем кажется в пересказе - я сам заметил половину сюжетных дыр лишь сейчас, излагая историю, а в кино это не бросалось в глаза. Главная проблема "Первого Мстителя", конечно, это "Гидра". И снова - я понимаю. почему создателям фильма было удобнее обособить Капитана Америку от настоящей войны рядом с настоящими героями и от вопросов о настоящем нацизме (хотя, честно говоря, надеялся, что после "Бесславных ублюдков" они всё-таки решатся), однако на пользу сюжету это не идёт. Почему все забыли о Рейхе и сосредоточились на "Гидре", почему её разбросанные по всей Европе базы уничтожал только Капитан, а не любая из армий, действовавших там, включая армии Оси, почему, в конце концов, несмотря на успешную деятельность Капитана "Гидра" всё равно смогла запустить свой финальный план?.. Всё это непросто объяснить, как и целый ряд более мелких неудачных ходов.
Снят фильм довольно стильно. Мне понравилась сцена эксперимента над Роджерсом - всё выглядит высокотехнологично, но в то же время так, как будто создано в сороковые, как проект "Манхэттен" какой-нибудь (то же относится к атрибутике "Гидры", только с добавлением научно-фантастического стиля того же периода - явно именно на таких ракетах нацисты улетели в Антарктиду и на Луну). Баланс между комиксовостью и реалистичностью тоже выдержан неплохо. И, кстати о комиксовости, тут полно симпатичных пасхалок для фанатов: помимо Баки, Капитану помогают Дум-Дум Дуган и Говард Старк (точь-в-точь такие же манеры, как у сына), дизайн костюма, в котором Роджерс собирает пожертвования, взят из первых комиксов о Капитане Америка (его "боевой" костюм скорее соответствует Ultimate-версии), и их же читают люди в сцене, демонстрирующей его популярность...
Капитан Америка всегда, кажется, был самым добрым и правильным, морально целостным героем Marvel, и в фильме это сохранили. Стив Роджерс - искренний патриот, храбрый и добрый парень, не выглядящий в то же время пафосно. Даже едва наметившуюся в начале линию "и ты, конечно, не пытаешься ничего доказать" (а ведь должна быть причина, почему хилый астматик непременно лезет на передовую, а не хочет, скажем, помочь фронту на заводе) ради этого не стали развивать. Крис Эванс сумел всё это неплохо сыграть (а сыграть очень положительного персонажа и не выглядеть ненатурально и глупо не так уж просто). Мне понравилось, как изменили историю Красного Черепа (я имею ввиду - историю его имени; как раз сюжета про коридорного, встретившегося с Гитлером, мне жаль); конечно, немного досадно, что из нациста его сделали типовым мегаломаньяком, но об этом я уже говорил, да и, умирая в этом фильме, он не мог проделать логичную историческую эволюцию, как на протяжении многих лет в комиксах. Хьюго Уивингу не привыкать играть невозмутимых злодеев с синдромом бога, и тут он не подкачал (особенно мне нравится как он говорит "Да, Берлин там есть" инспекции от фюрера). Лучший персонаж фильма, на мой взгляд, это доктор Абрахам Эрскин - очаровательный типичный еврей-учёный (в дубляже ему даже не забыли придать соответствующий акцент). Очень милый и человечный персонаж, Стэнли Туччи отлично его сыграл.
"Первый Мститель" - неплохой патриотический боевик (всё-таки что-то не так с миром, если снимать патриотическое кино так предосудительно, что весь съёмочный коллектив твердит, что "фильм не об Америке", хоть это явная ложь), но, пожалуй, самый слабый из новой волны экранизаций Marvel. Если вы следите за этой волной, интересуетесь кинокомиксами в целом или американец - думаю, фильм стоит просмотра, в противном же случае не решусь рекомендовать.
Около половины фильма, как и в случае с "Железным Человеком", занимает история становления героя. Дистрофичный астматик Стив Роджерс фанатично хочет отправиться на фронт защищать страну, а тем временем в далёкой Европе нацистский оккультист Иоганн Шмидт овладел Тессарактом Одина, источником неограниченной энергии, детали полезных свойств которого, впрочем, не раскрываются. Стива, провожающего своего друга Баки (да, тут они ровесники, и Баки пока что смотрится куда более бравым, чем его друг) на фронт, замечает доктор Абрахам Эрскин и наконец-то исполняет его мечту - признаёт годным к строевой службе. Конечно, низкорослому и тощему Роджерсу приходится нелегко в процессе строевой подготовки, зато он, как выясняется, умеет пользоваться мозгами и с избытком наделён самоотверженностью - и доктор Эрскин настаивает, чтоб именно его включили в эксперимент по созданию суперсолдат (раньше Эрскин жил в Германии, где его идеями, понятно, тоже интересовались, но он не горел желанием помогать Рейху, так что сыворотку опробовал на себе лишь тот самый Шмидт - с плачевными результатами). Эксперимент завершается успешно, но тотчас же немецкий шпион убивает Эрскина и уничтожает все запаси сыворотки, так что Роджерс оказывается не только первым, но и единственным суперсолдатом (очевидно, доктор Эрскин не вел никакой записи своих исследований и формул, а его помощники умели только пробирки переставлять, кхм). Поскольку один в поле не воин, зато в газеты Стив уже успел попасть, ему предлагают сражаться на важнейшем фронте - разъезжать по стране в нелепом костюме под именем Капитан Америка, рекламируя акции военного займа. Он и разъезжает, пока не доезжает до фронта, где вдруг понимает, что вроде хотел не совсем этого, и узнаёт. что Баки попал в плен... Тем временем возглавляемая Иоганном Шмидтом (примерно тут нам сообщают, что он известен как красный Череп, а вскоре и дают увидеть - почему) организация "Гидра" откалывается от Рейха, поскольку Шмидт видит себя не меньше чем богом, и считает, что супероружия вроде импульсных ружей и огромных танков, созданного на базе Тессаракта, и нескольких сотен фанатично преданных солдат вполне хватит, чтоб завоевать мир. На беду, он-то и захватил Баки - так Капитан Америка и Красный Череп встречаются впервые. После этого Роджерс собирает команду отчаянных героев и начинает войну с "Гидрой", в которой, понятно, одерживает победу... Ну а в финале Капитана Америку размораживают, найдя во льдах, и знакомят с Ником Фьюри, чтоб мы могли посмотреть вы-знаете-какой-фильм в 2012 году.
Звучит не очень-то, да? На самом деле всё лучше, чем кажется в пересказе - я сам заметил половину сюжетных дыр лишь сейчас, излагая историю, а в кино это не бросалось в глаза. Главная проблема "Первого Мстителя", конечно, это "Гидра". И снова - я понимаю. почему создателям фильма было удобнее обособить Капитана Америку от настоящей войны рядом с настоящими героями и от вопросов о настоящем нацизме (хотя, честно говоря, надеялся, что после "Бесславных ублюдков" они всё-таки решатся), однако на пользу сюжету это не идёт. Почему все забыли о Рейхе и сосредоточились на "Гидре", почему её разбросанные по всей Европе базы уничтожал только Капитан, а не любая из армий, действовавших там, включая армии Оси, почему, в конце концов, несмотря на успешную деятельность Капитана "Гидра" всё равно смогла запустить свой финальный план?.. Всё это непросто объяснить, как и целый ряд более мелких неудачных ходов.
Снят фильм довольно стильно. Мне понравилась сцена эксперимента над Роджерсом - всё выглядит высокотехнологично, но в то же время так, как будто создано в сороковые, как проект "Манхэттен" какой-нибудь (то же относится к атрибутике "Гидры", только с добавлением научно-фантастического стиля того же периода - явно именно на таких ракетах нацисты улетели в Антарктиду и на Луну). Баланс между комиксовостью и реалистичностью тоже выдержан неплохо. И, кстати о комиксовости, тут полно симпатичных пасхалок для фанатов: помимо Баки, Капитану помогают Дум-Дум Дуган и Говард Старк (точь-в-точь такие же манеры, как у сына), дизайн костюма, в котором Роджерс собирает пожертвования, взят из первых комиксов о Капитане Америка (его "боевой" костюм скорее соответствует Ultimate-версии), и их же читают люди в сцене, демонстрирующей его популярность...
Капитан Америка всегда, кажется, был самым добрым и правильным, морально целостным героем Marvel, и в фильме это сохранили. Стив Роджерс - искренний патриот, храбрый и добрый парень, не выглядящий в то же время пафосно. Даже едва наметившуюся в начале линию "и ты, конечно, не пытаешься ничего доказать" (а ведь должна быть причина, почему хилый астматик непременно лезет на передовую, а не хочет, скажем, помочь фронту на заводе) ради этого не стали развивать. Крис Эванс сумел всё это неплохо сыграть (а сыграть очень положительного персонажа и не выглядеть ненатурально и глупо не так уж просто). Мне понравилось, как изменили историю Красного Черепа (я имею ввиду - историю его имени; как раз сюжета про коридорного, встретившегося с Гитлером, мне жаль); конечно, немного досадно, что из нациста его сделали типовым мегаломаньяком, но об этом я уже говорил, да и, умирая в этом фильме, он не мог проделать логичную историческую эволюцию, как на протяжении многих лет в комиксах. Хьюго Уивингу не привыкать играть невозмутимых злодеев с синдромом бога, и тут он не подкачал (особенно мне нравится как он говорит "Да, Берлин там есть" инспекции от фюрера). Лучший персонаж фильма, на мой взгляд, это доктор Абрахам Эрскин - очаровательный типичный еврей-учёный (в дубляже ему даже не забыли придать соответствующий акцент). Очень милый и человечный персонаж, Стэнли Туччи отлично его сыграл.
"Первый Мститель" - неплохой патриотический боевик (всё-таки что-то не так с миром, если снимать патриотическое кино так предосудительно, что весь съёмочный коллектив твердит, что "фильм не об Америке", хоть это явная ложь), но, пожалуй, самый слабый из новой волны экранизаций Marvel. Если вы следите за этой волной, интересуетесь кинокомиксами в целом или американец - думаю, фильм стоит просмотра, в противном же случае не решусь рекомендовать.