Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Трон в крови" Акиры Куросавы. Поскольку Макбет - определённо мой любимый шекспировский персонаж (если и не любимая пьеса, в чём ещё я могу быть не уверен), посмотреть на интерпретацию его истории в японском антураже было очень любопытно.
Хоть в целом фабулы фильма и пьесы совпадают, акценты расставлены несколько по-разному. Васидзу Такэтоки, несомненно, всегда видел себя господином замка; ведьма не соблазняет его, она лишь придаёт ему уверенности в том, что это не пустая мечта. И стоит на пути к этой мечте не страх перед убийством, не моральные терзания, а требования самурайской чести. Собственно, именно кардинальной разницей в основных нравственных координатах и объясняется отличие "Трона в крови" от "Макбета": вместо христианства - бусидо, а значит, Васидзу в первую очередь - предатель, рвущий феодально-вассальные отношения. Характерно, что, если Макбет первым предлагает Банко держаться его, а тот согласен лишь если это не в ущерб добродетели, то Мики сам оказывает Васидзу поддержку, и вопрос о том, понимает ли он подоплёку гибели предыдущего сюзерена, довольно неясен. Зато Васидзу предаёт его, таким образом нарушая обещание и идя против бусидо повторно, на сей раз как господин. Очень характерен финал фильма - сцена, в наибольшей степени измененная в сравнении с пьесой Шекспира. Вместо того, чтоб пасть в честном бою (в западном контексте это была бы битва Добра со Злом, но для самурая погибнуть в битве - вполне почтенная судьба), он убит собственными слугами, поскольку передал им свою ложную уверенность и лишил их верности сюзерену, подав дурной пример.
Снят "Трон в крови", как свойственно Куросаве, монументально. Тут довольно мало диалогов, зато очень пространные экспозиции, предшествующие почти каждой сцене - сбор армии, скачка по лесу и так далее. Всё это сообщает фильму эпический размах: армии многочисленны, стены замка велики, деревья в лесу устремлены к самым небесам... Кроме того, эти сьёмки просто очень красивы.
Игра актёров театральная, причём скорее в стиле традиционного японского театра. Впрочем, не могу сказать, что это портит фильм. Куросава и в целом делает ставку не на реализм, а на выразительность. Напряжённо застывшее лицо Тосиро Мифунэ говорит нам, что каждую секунду он готов схватиться за меч, и переходы от ярости к ужасу, пожалуй, соответствуют трагическому стилю фильма.
Весьма достойное зрелище.
Хоть в целом фабулы фильма и пьесы совпадают, акценты расставлены несколько по-разному. Васидзу Такэтоки, несомненно, всегда видел себя господином замка; ведьма не соблазняет его, она лишь придаёт ему уверенности в том, что это не пустая мечта. И стоит на пути к этой мечте не страх перед убийством, не моральные терзания, а требования самурайской чести. Собственно, именно кардинальной разницей в основных нравственных координатах и объясняется отличие "Трона в крови" от "Макбета": вместо христианства - бусидо, а значит, Васидзу в первую очередь - предатель, рвущий феодально-вассальные отношения. Характерно, что, если Макбет первым предлагает Банко держаться его, а тот согласен лишь если это не в ущерб добродетели, то Мики сам оказывает Васидзу поддержку, и вопрос о том, понимает ли он подоплёку гибели предыдущего сюзерена, довольно неясен. Зато Васидзу предаёт его, таким образом нарушая обещание и идя против бусидо повторно, на сей раз как господин. Очень характерен финал фильма - сцена, в наибольшей степени измененная в сравнении с пьесой Шекспира. Вместо того, чтоб пасть в честном бою (в западном контексте это была бы битва Добра со Злом, но для самурая погибнуть в битве - вполне почтенная судьба), он убит собственными слугами, поскольку передал им свою ложную уверенность и лишил их верности сюзерену, подав дурной пример.
Снят "Трон в крови", как свойственно Куросаве, монументально. Тут довольно мало диалогов, зато очень пространные экспозиции, предшествующие почти каждой сцене - сбор армии, скачка по лесу и так далее. Всё это сообщает фильму эпический размах: армии многочисленны, стены замка велики, деревья в лесу устремлены к самым небесам... Кроме того, эти сьёмки просто очень красивы.
Игра актёров театральная, причём скорее в стиле традиционного японского театра. Впрочем, не могу сказать, что это портит фильм. Куросава и в целом делает ставку не на реализм, а на выразительность. Напряжённо застывшее лицо Тосиро Мифунэ говорит нам, что каждую секунду он готов схватиться за меч, и переходы от ярости к ужасу, пожалуй, соответствуют трагическому стилю фильма.
Весьма достойное зрелище.