Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вот, наконец-то я прочитал основную книгу Wraith: The Oblivion (2-й, конечно, редакции). Точнее, большей частью я её прочитал давно, но теперь я прочитал её всю, подряд и целиком. Что же можно сказать об этой линейке? Во-первых, я хочу отметить, что это интересный сеттинг; то, что будет написано ниже, возможно, создаст превратное впечатление, потому что я критикую лучше и подробнее, чем описываю достоинства, но это так. В основе этого сеттинга лежат красивые идеи - к сожалению, как это часто бывает, вещь, сделанная слишком красивой и изящной, становится непригодной к практическому использованию. Возможно, в WtO нельзя играть, но этой системой можно любоваться, в своём роде она прекрасна. Во-вторых же...
Ну, для начала суммируем общую суть сеттинга. Итак, некоторые мёртвые (какие - кажется, с определённостью нигде не оговорено) становятся призраками, населяющими Земли Теней - своего рода увядшее отражение мира живых, очень близкое к нему, а также Стигию и другие королевства - истинный мир мёртвых, собравший осколки всего, что когда-либо переставало существовать. Их, с одной стороны, тянет к миру живых благодаря неоконченным делам и сильным прижизненным привязанностям, а с другой - притягивает Забвение, сила деструкции, которая касается его из-за самого факта его смерти. Тоска по утраченному, противостояние саморазрушительным чертам собственной личности и запутанный моральный выбор, обусловленный противоречиями и суровостью бытия Неупокоенных - вот что составляет суть WtO.
Как и у всех сеттингов Мира Тьмы, у WtO есть тема, и эта тема - ценности и желания. Что вы цените по-настоящему, чего вы на самом деле хотите? Призраки - существа из чистых Страстей, так что создание персонажа, по сути, сводится к ответу на эти вопросы в отношении него. А игра - к противостоянию Души и Тени, которое определит, важнее ли для него позитивные или негативные желания. Хоть, повторюсь, у всех сеттингов есть некоторый эмоционально-идейный подтекст, все они в своём роде высказывание, к WtO это относится в наибольшей степени - только тут авторы прямо заявляют в книге, и не раз, что надеются, что игроки смогут испытать катарсис, только тут они подчёркивают именно идейную сторону... К сожалению, на пользу сеттингу как пространству для ролевой игры, а не методу самоанализа, это не идёт.
Кажется, до сих пор любого корбука, что я читал, было достаточно, чтоб играть. Другие книги раскрывали новые грани мира, давали дополнительные сведения и были, конечно, желательны к прочтению. но вы вполне могли провести качественный модуль, обходясь корбуком как мастер и как игрок. Книги Wraith: The Oblivion для игры недостаточно. Разумеется, другие сеттинги Мира Тьмы относятся ко вселенной, в целом похожей на нашу, а WtO представляет нам совершенно особый мир, так что это объяснимо - но ничуть не менее прискорбно. Во-первых, сам внешний вид этого мира оставил у меня множество вопросов. Как выглядят Неупокоенные? И каким образом отличаются от них Спектры? Как выглядит сама Буря? Порой зацепки находятся и определённый образ создаётся, но замечание далее по тексту вступает с ним в противоречие. Ещё больше усложняют всё иллюстрации - конечно, WhiteWolf никогда не иллюстрировали свои книги чрезмерно буквально или реалистично, но общее направление из них извлечь было можно, а сюрреалистические образы из WtO не помогают игроку. Кроме того, в книге ощущается и недостаток данных. Есть примеры сект Еретиков и банд Ренегатов, но это явно довольно маргинальные образцы, какие в других книгах обычно дают, чтоб стимулировать воображение Мастеров. В то же время ничего не сказано про Рыбников, хотя не только самоочевидно, что это должна быть самая крупная и влиятельная секта в окрестностях Стигии, но и в разделе истории они упоминаются постоянно. Про Далекие Острова дано несколько противоречивых намёков и вообще никакой информации. Ничего не сказано о целях и взаимоотношениях Владык Смерти - а значит, и их Легионов. Таким образом, нет достаточных данных чтоб играть ни за одну из трёх основных фракций - неслыханное дело! (Да, разумеется, всё это можно домыслить, как и любую другую дыру в сеттинге; но всё-таки предполагается, что игрокам дают готовый набор деталей, а не половину его).
Самая привлекательная идея в WtO одновременно вызывает наибольшие сомнения в его играбельности. Теневодство предоставляет потрясающие возможности по отыгрышу по-настоящему реалистичного внутреннего конфликта, сводит к минимуму возможность "игры на победу" и неосознанной отстранённости от происходящего, свойственной даже лучшим игрокам, и на порядок увеличивает атмосферность. Однако из-за технических сложностей и требований к игрокам, связанных с отыгрышем двух персонажей и одного персонажа двумя игроками, мне представляется, что Теневодство практически нереализуемо. Ещё больше сложностей представляет Страдание (особенно если ожидать от него такого эмоционального воздействия, какое предполагается в книге). Выполнимость тут была принесена в жертву концепции.
В своём настоящем виде Wraith: The Oblivion - шедевр в смысле концепции ролевых игр и, безусловно, интересный сеттинг, но в то же время одна большая проблема в смысле использования для того, чтоб действительно играть. Жаль... Хотя ознакомления в любом случае заслуживает.

@музыка: Alison Mosshart & Carla Azar - Tomorrow Never Knows

@темы: ролевое, нежить немёртвая, Я не хочу попасть в рай, я хочу пойти в банк и обналичить чек, готишно