Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Девочку, покорившую время" Мамору Хосоды. Пожалуй, очень удачное время я для этого выбрал. Именно сейчас привычные мысли вроде "ну до чего всё это ванильно и банально" и "сколько проблем люди на свою голову обрущивают из-за каких-то..." скользят, почти не задевая сознание; конечно, в глазах у меня в любом случае щипало бы, но впечатление осталось бы - как обычно от таких сентиментальных штук - не очень приятное, с каким-то внутренним дискомфортом, а сейчас я весь размяк в умилении.
Но всё-таки поговорим и про аниме. Итак, милая старшеклассница Макото внезапно обнаруживает в себе способность перемещаться назад во времени, каковую использует напропалую и самым нелепым образом, в итоге едва ли не половину прыжков вместив в один день. Постепенно, правда, возможность увидеть последствия своих решений (в том числе - и прежде всего - и жульничества с причинно-следственной связью), с одной стороны, наводит её на мысль о том, что к ним надо подходит взвешеннее, а с другой - вводит в печаль. Однако попытка справиться с последствиями демонстрирует ишь, что они копятся, как снежный ком, и ком этот вот-вот придавит не только Макото, но и дорогих ей людей...
Вчера я жаловался, что фильм сложно анализировать без режиссёрского комментария, сегодня же режиссёрское замечание по поводу этого аниме внезапно усложнило то, что казалось простым и очевидным. Мамору Хосода говорит, что хотел помочь зрителям преодолеть настоящее (которое, мол, гнетёт и погружает в суету). Занятно, поскольку (видно, тут мои ценности заслонили режиссёрские - будь благословенно искусство, из которого можно достать нечто лучшее, чем то, что туда положили!) я-то увидел историю об абсолютной ценности настоящего. Не нужно менять прошлое, поскольку ему - такому, каким оно было, и только такому - мы обязаны каждым неповторимым мгновением настоящего; нельзя терять радость нынешних секунд, слишком заглядевшись на прошлое или будущее, будь оно пугающим или обнадёживающим; и нельзя забывать об абсолютной ответственности за каждое принятое в любой отдельный момент решение - оно обращается в неумолимый факт и меняет весь мир (по крайней мере для тебя, поскольку тебя-то точно меняет), так что это серьёзно, как бы незначителен не был повод.
Чем аниме хорошо? Во-первых, вещь хоть и довольно берущая за душу местами, но всё-таки лёгкая, эмоциональное воздействие прежде всего основано на том, что зритель сам отзывается на происходящее, а не на давящей бомбардировке сильными впечатлениями. И эта лёгкость во всём - в простой, но милой рисовке с выразительным минимумом линий, светлыми цветами и неярким фоном, в режиссуре без нагнетания напряжения, в мягком юморе, так рассеянном в повествовании, что "Девочку, покорившую время" комедией не назовёшь, однако же улыбаешься поминутно... Во-вторых, персонажами. Макото - совершенно очаровательная, а главное - очень живая и настоящая девушка; вскоре после начала остаётся полное ощущение, что лично знаешь её давным-давно. Впрочем, то же самое относится почти ко всем персонажам - они все, замечу, очень качественно проработаны.
Короче говоря, "Девочка, покорившая время" мне неожиданно понравилась. Аниме хорошо на многих уровнях, вполне достойно просмотра.

@темы: отакуёвое