Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Мне как-то ужасно не везёт с серией "אЛЕФ - Изыскания в еврейской мистике" - я нашёл лишь первый том "Путеводителя растерянных", а теперь у Мартина Бубера - только второй том... Чертовски обидно. Что ж, придётся говорить только про него. Итак, Мартин Бубер, "Хасидские истории. Поздние учителя".
Конечно, начинать со второй части - не дело. Ведь этот том посвящён периоду, когда хасидское учение в своих главных чертах уже сформировалось и теперь у разных цадиков либо приобретало некоторые индивидуальные черточки, либо даже теряло ясность и чёткость форм. Но всё-таки мы имеем кое-какие представления о хасидизме, да и Бубер во вступлении суть этой эволюции излагает очень внятно. Книга охватывает сюжеты, связанные с учителями, жившими почти на протяжении века - от рубежа XVIII и XIX до рубежа XIX и XX веков. Да, принцип тут в большей степени хронологический, поэтому упомянуты как некоторые ученики Великого Магида и его современников, так и - большей частью - уже их ученики и ученики учеников. Ещё один интересный момент (не знаю. причиной ли тому атмосфера хасидизма, в которой таких сюжетов не возникало, или такт Бубера как составителя): несмотря на то, что многие из упомянутых в книге рабби были непримиримыми противниками, причём порой это были весьма острые личные конфликты, а не просто расхождение в учении, нет тут ни одной истории, выставляющей какого-либо цадика в дурном свете; максимум - осуждение хасида, сменившего цадика, ну в крайнем случае - импровизированное судилище над рабби Бунином, в результате которого он, впрочем, был оправдан в соответствии с доброй волей собравшихся.
По духу истории чудесны. Иудейская религиозность вообще прекрасна в самых разных своих проявлениях (хотя, конечно, и не во всех), а хасидизм - хоть, казалось бы, мне должен быть ближе раввинистический иудаизм - из них самое трогательное. По крайней мере, именно это слово приходит на ум в связи с такими притчами и историями. Хотя, конечно, тут видно и столь же типичное для иудаизма разнообразие, равноценность различных путей и суждений. Суть его, на мой взгляд, хорошо выражает тут же приведённое суждение рабби Бунима из Пшисхи: "У каждого из вас должно быть два кармана, чтобы можно было залезть или в один, или в другой, в зависимости от конкретной надобности. В правом кармане должны быть слова: «Ради меня был создан мир», а в левом «Я прах и пепел»". Впрочем, каждый цадик хорош для своих хасидов, так что, хоть в книге и нет ни одного рабби, с которым не была бы связана достойная внимания история или афоризм, между ними заметна и разница, и не все одинаково симпатичны. Исраэль из Ружина (особенно за его толкование об Иезекииле и Аристотеле), Моше-Лейб из Сасова (воплощающий мои представления о хасидах вообще), Мордехай из Ляховичей ("человек может беспокоиться лишь в том случае, если у него нет причин для беспокойства" - это прекрасно!), Нафтали из Ропшиц (и тут уж нечего добавить, кроме разве что удивления, что все, кто его видели, не обратились в хасидизм), Буним из Пшисхи (посвящённый ему раздел едва ли не самый объемный, а потому и впечатление тоже объемнее, так что и неоднозначнее, но всё-таки его, очевидно, колоссальная харизма ощутима даже через тексты), Ицхак-Меир из Гур (наставления котрого шокирующе просты, прямолинейны и в полном смысле правильны - то есть очень стыдно, что им не следуешь)... Рабби Менахем-Мендл из Коцка оставил у меня (согласен, странно так говорить о незнакомых и давным-давно мёртвых людях. даже не персонажах в строгом смысле слова, но таковы уж эти истории и изложение Бубера, что люди эти не кажутся незнакомыми), напротив, неприятное впечатление, хоть и ему принадлежит несколько значимых высказываний; слишком он, по-моему, увлёкся своей праведностью -неудивительно, что в итоге сломался; думаю, в любом движении, вращающемся вокруг харизматических лидеров, такое случается. Тут бы следовало сказать про мудрость всех перечисленных рабби, про то, что они думают о Боге, душе, человеке и других важных вещах, но сказать об этом я не умею. Вы верите в праведных людей? Не в хороших, я и сам знаю много хороших людей, а в праведных - тех, кто искренне заботится о своих врагах, ни на кого не злится и радостен в любых невзгодах? Я вот не очень-то верю в них. И если я прав - то сложно вынести суждение о сущности вымысла, пусть и прекрасного, если же я неправ - то эти цадики действительно находятся совсем на иной духовной ступени, и мне отсюда снизу удаётся разве что почуять их святость, но никак не воспринять и истолковать. Впрочем, в любом случае весь смысл и суть за два века выкристаллизовались в эти самые истории, едва ли можно сказать о них короче, и потому лучше просто процитировать кое-что. Поскольку, следуй я своим порывам, процитировал бы "Хасидские истории" почти целиком, я отберу самые краткие из первыми пришедших мне на ум, лишь чтоб передать вам впечатление от этой потрясающей книги:
Вот что однажды сказал рабби Нахум из Штепинешта о своём брате, рабби Давиде-Моше из Чорткова: "Когда мой брат Давид-Моше отрывает Книгу псалмов и начинает читать тексты, то Господь говорит ему с небес: «Давид-Моше, дитя моё, я отдаю весь мир в твои руки. Делай с ним всё, что тебе заблагорассудится». Ах, если б Он дал мир мне, в мои руки, я бы отлично знал. что с ним делать. Но Давид-Моше - это такой верный слуга, что он вернёт мир в точно таком же виде, как его получил".
Рабби Буним спросил однажды: "Почему цадика зовут «хорошим евреем»?" И сам дал шутливый ответ: "Если речь идёт о том, что он хорошо молится, то такого человека следует называть «благочестивым евреем». Если речь идёт о том, что он хорошо знает Писание, то такого человека следует называть «начитанным евреем». А «хороший еврей» - это человек, который умеет думать, и умеет пить, и у которого вообще всё в порядке".
Греби грязь в одну сторону, греби грязь в другую сторону - грязь останется грязью. Согрешил я или не согрешил - что с того Небесам? Вместо того, чтоб предаваться подобного рода размышлениям, я мог бы нанизывать жемчуга ради Небесного великолепия.
А вообще - хотя я не верю в обязательные для прочтения книги и обычно не даю безоговорочных рекомендаций, но "Хасидские истории" Бубера, по-моему, стоит прочитать всем. Не с точки зрения литературной ценности и не ради культурного уровня, а... ну, для души, что ли, хоть и звучит банально. Для радости, вот.
Конечно, начинать со второй части - не дело. Ведь этот том посвящён периоду, когда хасидское учение в своих главных чертах уже сформировалось и теперь у разных цадиков либо приобретало некоторые индивидуальные черточки, либо даже теряло ясность и чёткость форм. Но всё-таки мы имеем кое-какие представления о хасидизме, да и Бубер во вступлении суть этой эволюции излагает очень внятно. Книга охватывает сюжеты, связанные с учителями, жившими почти на протяжении века - от рубежа XVIII и XIX до рубежа XIX и XX веков. Да, принцип тут в большей степени хронологический, поэтому упомянуты как некоторые ученики Великого Магида и его современников, так и - большей частью - уже их ученики и ученики учеников. Ещё один интересный момент (не знаю. причиной ли тому атмосфера хасидизма, в которой таких сюжетов не возникало, или такт Бубера как составителя): несмотря на то, что многие из упомянутых в книге рабби были непримиримыми противниками, причём порой это были весьма острые личные конфликты, а не просто расхождение в учении, нет тут ни одной истории, выставляющей какого-либо цадика в дурном свете; максимум - осуждение хасида, сменившего цадика, ну в крайнем случае - импровизированное судилище над рабби Бунином, в результате которого он, впрочем, был оправдан в соответствии с доброй волей собравшихся.
По духу истории чудесны. Иудейская религиозность вообще прекрасна в самых разных своих проявлениях (хотя, конечно, и не во всех), а хасидизм - хоть, казалось бы, мне должен быть ближе раввинистический иудаизм - из них самое трогательное. По крайней мере, именно это слово приходит на ум в связи с такими притчами и историями. Хотя, конечно, тут видно и столь же типичное для иудаизма разнообразие, равноценность различных путей и суждений. Суть его, на мой взгляд, хорошо выражает тут же приведённое суждение рабби Бунима из Пшисхи: "У каждого из вас должно быть два кармана, чтобы можно было залезть или в один, или в другой, в зависимости от конкретной надобности. В правом кармане должны быть слова: «Ради меня был создан мир», а в левом «Я прах и пепел»". Впрочем, каждый цадик хорош для своих хасидов, так что, хоть в книге и нет ни одного рабби, с которым не была бы связана достойная внимания история или афоризм, между ними заметна и разница, и не все одинаково симпатичны. Исраэль из Ружина (особенно за его толкование об Иезекииле и Аристотеле), Моше-Лейб из Сасова (воплощающий мои представления о хасидах вообще), Мордехай из Ляховичей ("человек может беспокоиться лишь в том случае, если у него нет причин для беспокойства" - это прекрасно!), Нафтали из Ропшиц (и тут уж нечего добавить, кроме разве что удивления, что все, кто его видели, не обратились в хасидизм), Буним из Пшисхи (посвящённый ему раздел едва ли не самый объемный, а потому и впечатление тоже объемнее, так что и неоднозначнее, но всё-таки его, очевидно, колоссальная харизма ощутима даже через тексты), Ицхак-Меир из Гур (наставления котрого шокирующе просты, прямолинейны и в полном смысле правильны - то есть очень стыдно, что им не следуешь)... Рабби Менахем-Мендл из Коцка оставил у меня (согласен, странно так говорить о незнакомых и давным-давно мёртвых людях. даже не персонажах в строгом смысле слова, но таковы уж эти истории и изложение Бубера, что люди эти не кажутся незнакомыми), напротив, неприятное впечатление, хоть и ему принадлежит несколько значимых высказываний; слишком он, по-моему, увлёкся своей праведностью -неудивительно, что в итоге сломался; думаю, в любом движении, вращающемся вокруг харизматических лидеров, такое случается. Тут бы следовало сказать про мудрость всех перечисленных рабби, про то, что они думают о Боге, душе, человеке и других важных вещах, но сказать об этом я не умею. Вы верите в праведных людей? Не в хороших, я и сам знаю много хороших людей, а в праведных - тех, кто искренне заботится о своих врагах, ни на кого не злится и радостен в любых невзгодах? Я вот не очень-то верю в них. И если я прав - то сложно вынести суждение о сущности вымысла, пусть и прекрасного, если же я неправ - то эти цадики действительно находятся совсем на иной духовной ступени, и мне отсюда снизу удаётся разве что почуять их святость, но никак не воспринять и истолковать. Впрочем, в любом случае весь смысл и суть за два века выкристаллизовались в эти самые истории, едва ли можно сказать о них короче, и потому лучше просто процитировать кое-что. Поскольку, следуй я своим порывам, процитировал бы "Хасидские истории" почти целиком, я отберу самые краткие из первыми пришедших мне на ум, лишь чтоб передать вам впечатление от этой потрясающей книги:
Рабби Буним спросил однажды: "Почему цадика зовут «хорошим евреем»?" И сам дал шутливый ответ: "Если речь идёт о том, что он хорошо молится, то такого человека следует называть «благочестивым евреем». Если речь идёт о том, что он хорошо знает Писание, то такого человека следует называть «начитанным евреем». А «хороший еврей» - это человек, который умеет думать, и умеет пить, и у которого вообще всё в порядке".
Греби грязь в одну сторону, греби грязь в другую сторону - грязь останется грязью. Согрешил я или не согрешил - что с того Небесам? Вместо того, чтоб предаваться подобного рода размышлениям, я мог бы нанизывать жемчуга ради Небесного великолепия.
А вообще - хотя я не верю в обязательные для прочтения книги и обычно не даю безоговорочных рекомендаций, но "Хасидские истории" Бубера, по-моему, стоит прочитать всем. Не с точки зрения литературной ценности и не ради культурного уровня, а... ну, для души, что ли, хоть и звучит банально. Для радости, вот.