Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вновь взялся за Сапоковского, на сей раз прочитал "Крещение огнём" и "Башню Ласточки", тем самым почти прикончив цикл.
"Крещение огнём" вновь сосредотачивается на истории Геральта - Цири упоминается лишь в нескольких коротких отступлениях (собственно, тоже являющихся его снами), да и линия чародеек-заговорщиц - скорее интерлюдии, чем параллельный сюжет. Геральт же, едва оправившись после Танедда, отправляется вызволять Цири - то есть в Нильфгаард, ведь за месяц, в течение которого срастались ведьмачьи кости, уже распространились слухи, что принцесса Цирилла у императора и скорее всего станет его женой. За Геральтом, как водится, увязывается Лютик, но вскоре их компания значительно - и своеобразно - расширяется. В неё входят: Мильва, девушка-лучница, подростком сбежавшая в Брокилон и с тех пор помогающая дриадам и эльфам в партизанской войне; Кагыр, тот самый нильфгаардец в крылатом шлеме, нечаянной спасённый Геральтом и не меньше его жаждущий найти Цири; и Регис, интеллигентный высший вампир, не употребляющий крови. Эта необычайная команда, впрочем, далека от Нильфгаарда - пока им надо пробраться сквозь линию фронта, причём буквально ни одна сторона конфликта им не рада. Сам же ведьмак не совсем рад своим спутникам: он не хочет нести ответственность за их возможную гибель, он считает, что спасение Цири касается только его одного, и, наконец, он не слишком-то им доверяет. Вообще, после Танедда Геральт значительно изменился (хоть ещё сильнее это бросается в глаза в следующем томе) - он стал эмоциональнее, а точнее - стал неуравновешенным, спасение Цири превратилось для него в идею-фикс (причём порой кажется, что именно процесс её спасения, а не сама Цири), короче говоря, он внутренне надломился и перестал быть тем ведьмаком, который не мог не вызвать восхищение и симпатию читателя.
За тем, как этот надлом усугубляется, мы и наблюдаем в этом и последующем томах. А так же за тем, как вместе пытаются уживаться очень непохожие, все как один не лишённые недостатков и, в общем, привычные скорее к одиночеству люди - в силу гротескности, как ни странно, как раз показательный срез человеческих отношений. Сапковский настоятельно утверждает (хотя и не впрямую. как обычно), что человеку не следует быть одному, тем более - стремиться к этому. В целом же роман переходный (даже в чисто сюжетном плане в нём всё время куда-то и откуда-то переходят), раскрывающий некоторые второстепенные детали предшествующей истории и расставляющий фигуры перед следующей частью...
"Башня Ласточки" - роман, довольно своеобразный по форме (особенно для цикла о ведьмаке, первые две части которого были скорее сборниками новелл, а последующие построены как прямолинейное повествование). Как минимум в четырёх хронологических точках расположены разные рассказчики, с точки зрения которых развиваются (естественно, тоже от и до различных дат) отдельные сюжеты, внутри которых, однако, нередко тоже бывают отступления в прошлое или будущее, причём истории эти тесно взаимосвязаны, так что читатель постоянно получает туманные намёки на события, уже случившиеся для персонажей, но не сообщенные пока ему, обнаруживает следствия раньше причин и так далее, а вертится всё это вокруг центрального события в ночь Эквинокция (относящуюся хронологически к началу охваченного романом временного отрезка), суть которого полностью не раскрыта даже в конце. Подозреваю. что это связано и с тем, что тема времени в "Башне Ласточки" поднимается...
Если же попытаться охватить запутанные события романа кратко... Геральт продолжает путешествовать в своей разношёрстной компании, надеясь отыскать друидов, которые, возможно, указали бы ему путь к Цири. Сама Цири оказывается в плену у легендарного, невероятно умелого и не вполне вменяемого охотника за головами Бонарта после того. как он перебил её банду. Йеннифэр, выбравшись с тайного совета чародеек, оказывается на Скеллинге и пытается найти Цири по-своему. Да и вообще - все ищут Цири. Впрочем, "Башня Ласточки" и по событийной насыщенности значительно превосходит предыдущий роман, так что пересказать всё непросто, да и неблагодарное это дело - лучше прочесть. Кроме того, в этой части персонажи - почти все - вновь претерпевают существенную внутреннюю эволюцию, и если о сути случившегося с Геральтом я уже сказал (этот срыв намечен ещё в "Крещении огнём", но очевиден здесь), то Йеннифэр неожиданно отказывается от прагматизма (неожиданно ли? Конечно, всё, что она делала во имя Цири раньше, к этому вело), а Цири... Впрочем, изменения в образе Цири - это основное содержание книги, да и вообще они разительны; связанные с ней события охватывают всего несколько лет, но за это время она не раз кардинально менялась - при этом всякий раз совершенно естественно и внутренне логично. Немного пугает, когда, задумавшись, обнаруживаешь нечто подобное в отношении самого себя.
В "Башне Ласточки" немного меняется не стиль даже, а интонация Сапковского - не уверен, что мне нравится, как. Конечно, цикл о ведьмаке всегда был довольно мрачным и жёстким, но без надрыва - просто в мире так обстоят дела, что люди нередко умирают. а вокруг полно дерьма, в том числе и буквально; здесь же надрыв ощущается, здесь жестокости особенно ужасны, циничные злодеи откровенно омерзительны, а вместо обычных для Анджея Сапковского иронии и чёрного (да, признаю, довольно чёрного) юмора видна разве что скорбная усмешка, в которой никакого веселья нет. От "мир примерно таков" дух цикла смещается к "мир таким быть не должен". Не знаю, признак ли это приближающегося финала истории, в котором авторские идеи вырисовываются чётче, или депрессии автора.
"Крещение огнём" вновь сосредотачивается на истории Геральта - Цири упоминается лишь в нескольких коротких отступлениях (собственно, тоже являющихся его снами), да и линия чародеек-заговорщиц - скорее интерлюдии, чем параллельный сюжет. Геральт же, едва оправившись после Танедда, отправляется вызволять Цири - то есть в Нильфгаард, ведь за месяц, в течение которого срастались ведьмачьи кости, уже распространились слухи, что принцесса Цирилла у императора и скорее всего станет его женой. За Геральтом, как водится, увязывается Лютик, но вскоре их компания значительно - и своеобразно - расширяется. В неё входят: Мильва, девушка-лучница, подростком сбежавшая в Брокилон и с тех пор помогающая дриадам и эльфам в партизанской войне; Кагыр, тот самый нильфгаардец в крылатом шлеме, нечаянной спасённый Геральтом и не меньше его жаждущий найти Цири; и Регис, интеллигентный высший вампир, не употребляющий крови. Эта необычайная команда, впрочем, далека от Нильфгаарда - пока им надо пробраться сквозь линию фронта, причём буквально ни одна сторона конфликта им не рада. Сам же ведьмак не совсем рад своим спутникам: он не хочет нести ответственность за их возможную гибель, он считает, что спасение Цири касается только его одного, и, наконец, он не слишком-то им доверяет. Вообще, после Танедда Геральт значительно изменился (хоть ещё сильнее это бросается в глаза в следующем томе) - он стал эмоциональнее, а точнее - стал неуравновешенным, спасение Цири превратилось для него в идею-фикс (причём порой кажется, что именно процесс её спасения, а не сама Цири), короче говоря, он внутренне надломился и перестал быть тем ведьмаком, который не мог не вызвать восхищение и симпатию читателя.
За тем, как этот надлом усугубляется, мы и наблюдаем в этом и последующем томах. А так же за тем, как вместе пытаются уживаться очень непохожие, все как один не лишённые недостатков и, в общем, привычные скорее к одиночеству люди - в силу гротескности, как ни странно, как раз показательный срез человеческих отношений. Сапковский настоятельно утверждает (хотя и не впрямую. как обычно), что человеку не следует быть одному, тем более - стремиться к этому. В целом же роман переходный (даже в чисто сюжетном плане в нём всё время куда-то и откуда-то переходят), раскрывающий некоторые второстепенные детали предшествующей истории и расставляющий фигуры перед следующей частью...
"Башня Ласточки" - роман, довольно своеобразный по форме (особенно для цикла о ведьмаке, первые две части которого были скорее сборниками новелл, а последующие построены как прямолинейное повествование). Как минимум в четырёх хронологических точках расположены разные рассказчики, с точки зрения которых развиваются (естественно, тоже от и до различных дат) отдельные сюжеты, внутри которых, однако, нередко тоже бывают отступления в прошлое или будущее, причём истории эти тесно взаимосвязаны, так что читатель постоянно получает туманные намёки на события, уже случившиеся для персонажей, но не сообщенные пока ему, обнаруживает следствия раньше причин и так далее, а вертится всё это вокруг центрального события в ночь Эквинокция (относящуюся хронологически к началу охваченного романом временного отрезка), суть которого полностью не раскрыта даже в конце. Подозреваю. что это связано и с тем, что тема времени в "Башне Ласточки" поднимается...
Если же попытаться охватить запутанные события романа кратко... Геральт продолжает путешествовать в своей разношёрстной компании, надеясь отыскать друидов, которые, возможно, указали бы ему путь к Цири. Сама Цири оказывается в плену у легендарного, невероятно умелого и не вполне вменяемого охотника за головами Бонарта после того. как он перебил её банду. Йеннифэр, выбравшись с тайного совета чародеек, оказывается на Скеллинге и пытается найти Цири по-своему. Да и вообще - все ищут Цири. Впрочем, "Башня Ласточки" и по событийной насыщенности значительно превосходит предыдущий роман, так что пересказать всё непросто, да и неблагодарное это дело - лучше прочесть. Кроме того, в этой части персонажи - почти все - вновь претерпевают существенную внутреннюю эволюцию, и если о сути случившегося с Геральтом я уже сказал (этот срыв намечен ещё в "Крещении огнём", но очевиден здесь), то Йеннифэр неожиданно отказывается от прагматизма (неожиданно ли? Конечно, всё, что она делала во имя Цири раньше, к этому вело), а Цири... Впрочем, изменения в образе Цири - это основное содержание книги, да и вообще они разительны; связанные с ней события охватывают всего несколько лет, но за это время она не раз кардинально менялась - при этом всякий раз совершенно естественно и внутренне логично. Немного пугает, когда, задумавшись, обнаруживаешь нечто подобное в отношении самого себя.
В "Башне Ласточки" немного меняется не стиль даже, а интонация Сапковского - не уверен, что мне нравится, как. Конечно, цикл о ведьмаке всегда был довольно мрачным и жёстким, но без надрыва - просто в мире так обстоят дела, что люди нередко умирают. а вокруг полно дерьма, в том числе и буквально; здесь же надрыв ощущается, здесь жестокости особенно ужасны, циничные злодеи откровенно омерзительны, а вместо обычных для Анджея Сапковского иронии и чёрного (да, признаю, довольно чёрного) юмора видна разве что скорбная усмешка, в которой никакого веселья нет. От "мир примерно таков" дух цикла смещается к "мир таким быть не должен". Не знаю, признак ли это приближающегося финала истории, в котором авторские идеи вырисовываются чётче, или депрессии автора.