Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вновь взялся за Сапоковского, на сей раз прочитал "Крещение огнём" и "Башню Ласточки", тем самым почти прикончив цикл.
"Крещение огнём" вновь сосредотачивается на истории Геральта - Цири упоминается лишь в нескольких коротких отступлениях (собственно, тоже являющихся его снами), да и линия чародеек-заговорщиц - скорее интерлюдии, чем параллельный сюжет. Геральт же, едва оправившись после Танедда, отправляется вызволять Цири - то есть в Нильфгаард, ведь за месяц, в течение которого срастались ведьмачьи кости, уже распространились слухи, что принцесса Цирилла у императора и скорее всего станет его женой. За Геральтом, как водится, увязывается Лютик, но вскоре их компания значительно - и своеобразно - расширяется. В неё входят: Мильва, девушка-лучница, подростком сбежавшая в Брокилон и с тех пор помогающая дриадам и эльфам в партизанской войне; Кагыр, тот самый нильфгаардец в крылатом шлеме, нечаянной спасённый Геральтом и не меньше его жаждущий найти Цири; и Регис, интеллигентный высший вампир, не употребляющий крови. Эта необычайная команда, впрочем, далека от Нильфгаарда - пока им надо пробраться сквозь линию фронта, причём буквально ни одна сторона конфликта им не рада. Сам же ведьмак не совсем рад своим спутникам: он не хочет нести ответственность за их возможную гибель, он считает, что спасение Цири касается только его одного, и, наконец, он не слишком-то им доверяет. Вообще, после Танедда Геральт значительно изменился (хоть ещё сильнее это бросается в глаза в следующем томе) - он стал эмоциональнее, а точнее - стал неуравновешенным, спасение Цири превратилось для него в идею-фикс (причём порой кажется, что именно процесс её спасения, а не сама Цири), короче говоря, он внутренне надломился и перестал быть тем ведьмаком, который не мог не вызвать восхищение и симпатию читателя.
За тем, как этот надлом усугубляется, мы и наблюдаем в этом и последующем томах. А так же за тем, как вместе пытаются уживаться очень непохожие, все как один не лишённые недостатков и, в общем, привычные скорее к одиночеству люди - в силу гротескности, как ни странно, как раз показательный срез человеческих отношений. Сапковский настоятельно утверждает (хотя и не впрямую. как обычно), что человеку не следует быть одному, тем более - стремиться к этому. В целом же роман переходный (даже в чисто сюжетном плане в нём всё время куда-то и откуда-то переходят), раскрывающий некоторые второстепенные детали предшествующей истории и расставляющий фигуры перед следующей частью...
"Башня Ласточки" - роман, довольно своеобразный по форме (особенно для цикла о ведьмаке, первые две части которого были скорее сборниками новелл, а последующие построены как прямолинейное повествование). Как минимум в четырёх хронологических точках расположены разные рассказчики, с точки зрения которых развиваются (естественно, тоже от и до различных дат) отдельные сюжеты, внутри которых, однако, нередко тоже бывают отступления в прошлое или будущее, причём истории эти тесно взаимосвязаны, так что читатель постоянно получает туманные намёки на события, уже случившиеся для персонажей, но не сообщенные пока ему, обнаруживает следствия раньше причин и так далее, а вертится всё это вокруг центрального события в ночь Эквинокция (относящуюся хронологически к началу охваченного романом временного отрезка), суть которого полностью не раскрыта даже в конце. Подозреваю. что это связано и с тем, что тема времени в "Башне Ласточки" поднимается...
Если же попытаться охватить запутанные события романа кратко... Геральт продолжает путешествовать в своей разношёрстной компании, надеясь отыскать друидов, которые, возможно, указали бы ему путь к Цири. Сама Цири оказывается в плену у легендарного, невероятно умелого и не вполне вменяемого охотника за головами Бонарта после того. как он перебил её банду. Йеннифэр, выбравшись с тайного совета чародеек, оказывается на Скеллинге и пытается найти Цири по-своему. Да и вообще - все ищут Цири. Впрочем, "Башня Ласточки" и по событийной насыщенности значительно превосходит предыдущий роман, так что пересказать всё непросто, да и неблагодарное это дело - лучше прочесть. Кроме того, в этой части персонажи - почти все - вновь претерпевают существенную внутреннюю эволюцию, и если о сути случившегося с Геральтом я уже сказал (этот срыв намечен ещё в "Крещении огнём", но очевиден здесь), то Йеннифэр неожиданно отказывается от прагматизма (неожиданно ли? Конечно, всё, что она делала во имя Цири раньше, к этому вело), а Цири... Впрочем, изменения в образе Цири - это основное содержание книги, да и вообще они разительны; связанные с ней события охватывают всего несколько лет, но за это время она не раз кардинально менялась - при этом всякий раз совершенно естественно и внутренне логично. Немного пугает, когда, задумавшись, обнаруживаешь нечто подобное в отношении самого себя.
В "Башне Ласточки" немного меняется не стиль даже, а интонация Сапковского - не уверен, что мне нравится, как. Конечно, цикл о ведьмаке всегда был довольно мрачным и жёстким, но без надрыва - просто в мире так обстоят дела, что люди нередко умирают. а вокруг полно дерьма, в том числе и буквально; здесь же надрыв ощущается, здесь жестокости особенно ужасны, циничные злодеи откровенно омерзительны, а вместо обычных для Анджея Сапковского иронии и чёрного (да, признаю, довольно чёрного) юмора видна разве что скорбная усмешка, в которой никакого веселья нет. От "мир примерно таков" дух цикла смещается к "мир таким быть не должен". Не знаю, признак ли это приближающегося финала истории, в котором авторские идеи вырисовываются чётче, или депрессии автора.

@темы: расчленёнка, смотрит в книгу - видит...

Комментарии
16.11.2011 в 18:12

Поттер убивал червей и делал страшные вещи с гусями...
Будет время часика пол, крайне советую отвлечься на его же "Золотой полдень" (Если не уже). Крайне интересный взгляд на старую историю, как мне кажется.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail