Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал "Ночную Стражу" Терри Пратчетта и был удивлён - книга довольно нехарактерная для него, хоть и узнаваемая в то же время.
Сперва создаётся впечатление, что Пратчетт вдруг понял, отчего возник один из главных законов всех сериалов - "с каждой серией ничего не меняется". Мы встретили Сэма Ваймса как нечто среднее между героем нуара и стереотипным полицейским, у которого в холодильнике только скисшее молоко и виски. Со временем он бросил пить, реорганизовал Стражу, получил несколько титулов и чинов, и за всем этим было интересно наблюдать, но потребовалось не так много книг, чтоб он неизбежно превратился во второстепенного персонажа, поскольку его роль свелась к тому, чтоб быть твёрдым и непреклонным в общении с Витинари и другими шишками. Иначе говоря, улучшение Стражи сделало Стражу, когда она уже улучшена, малоинтересной. Видимо, пытаясь вернуться к тому, что описывалось в первых книгах цикла о Страже, Пратчетт использует весьма остроумный ход - в результате временной аномалии Сэм Ваймс отправляется в эпоху задолго до проведённых им реформ. Мы снова можем посмотреть на Ночную Стражу как мы её узнали в "Стража! Стража!" - на сборище подловатых. малокомпетентных личностей, скорее склонных бояться преступности, чем страшить её. Ваймс получает вновь те самые разношенные сапоги, в которых можно ощутить каждый булыжник, звание сержанта и неожиданную роль - человека, который всему его научил.
Это вторая особенность книги. Ваймс попал именно в то время, когда он только что вступил в Стражу, и занял место Джона Киля (если на этом месте вообще когда-либо был кто-то ещё), своего героя и человека, многому его научившего. Он даёт самому себе уроки, которые помнил всю жизнь, сокрушённо и даже раздражённо наблюдает за собственным идиотизмом тридцатилетней давности и кое-что объясняет, а кое-какие иллюзии старается сохранить. Но сержант Киль - не просто личный герой юного Сэма, он ещё и герой революции. Революции, которую Ваймс-Киль, игнорируя непреложные законы истории и возможность того, что его будущее никогда не наступит, пытается если не предотвратить, то повести другим путём. Потому что Ваймс привык поступать правильно, независимо от того, что он знает и чем это грозит. "Ночная Стража" может иллюстрировать два противоположных взгляда на роль личности в истории: с одной стороны, несмотря на усилия и знания Ваймса, события пошли так, как и шли (из-за того, что делали люди вокруг него, как обернулась ситуация и как вообще всё в мире работает), с другой стороны, весь ход этих событий обусловили усилия Ваймса, Киля или кто бы он ни был.
Как это часто бывает в таких случаях. Пратчетт не может удержаться, чтоб не рассказать, раз представился случай, о юности как можно большего количества персонажей. Местами это выглядит чуть навязчиво, как в случае со Шнобби, кое-что я не смог оценить и определить, соответствует ли такая предыстория моим представлениям о герое (в первую очередь, о Витинари), а кое-что очень удачно, особенно история Реджа Башмака при жизни. Злодей получился не очень оригинальным (психопаты у Пратчетта вообще яркие, но, если подумать, схожие друг с другом, а противостояние Ваймса и Карцера ещё и явно напоминает о Бэтмене и Джокере), зато выразительно злым.
А теперь о том, почему "Ночная Стража" - такой необычный для Пратчетта роман. Цикл о Страже всегда был пародией на нуар и вообще полицейские истории. А это - не пародия. "Ночная Стража" не смешная, причём не так, как "Правда", где мало удачных шуток и много неудачных; она просто не предназначена быть смешной. Это серьёзный мрачноватый роман о полицейских, только в фэнтезийном антураже. Пратчетт порой демонстрирует своё остроумие, но большей частью в форме саркастических характеристик ситуации - удачных, но не вызывающих смеха. Это не делает книгу хуже, наверное, но это определённо не то, чего вы ожидаете от Терри Пратчетта. И, честно говоря, это довольно мрачный роман.
Но если вы готовы к депрессивной истории о почти безнадёжной борьбе за закон и порядок, то узнать Терри Пратчетта с этой стороны, безусловно, стоит. "Ночная Стража" - хорошая книга и приятное возвращение к основам для такого фаната Стражи, как я.
P.S.
Между прочим, как многих вы можете тут узнать? Конечно, нет проблем с обоими Ваймсами, Шнобби, Колоном, Витинари и Реджем (не говоря про Лю Цзе), а вот остальные... Логика подсказывает, что зловещий парень в нижнем левом углу должен быть Карцером, но с таким лицом невинность не очень-то изобразишь. Впрочем, я далеко не всегда согласен с видением Пола Кидби...
Сперва создаётся впечатление, что Пратчетт вдруг понял, отчего возник один из главных законов всех сериалов - "с каждой серией ничего не меняется". Мы встретили Сэма Ваймса как нечто среднее между героем нуара и стереотипным полицейским, у которого в холодильнике только скисшее молоко и виски. Со временем он бросил пить, реорганизовал Стражу, получил несколько титулов и чинов, и за всем этим было интересно наблюдать, но потребовалось не так много книг, чтоб он неизбежно превратился во второстепенного персонажа, поскольку его роль свелась к тому, чтоб быть твёрдым и непреклонным в общении с Витинари и другими шишками. Иначе говоря, улучшение Стражи сделало Стражу, когда она уже улучшена, малоинтересной. Видимо, пытаясь вернуться к тому, что описывалось в первых книгах цикла о Страже, Пратчетт использует весьма остроумный ход - в результате временной аномалии Сэм Ваймс отправляется в эпоху задолго до проведённых им реформ. Мы снова можем посмотреть на Ночную Стражу как мы её узнали в "Стража! Стража!" - на сборище подловатых. малокомпетентных личностей, скорее склонных бояться преступности, чем страшить её. Ваймс получает вновь те самые разношенные сапоги, в которых можно ощутить каждый булыжник, звание сержанта и неожиданную роль - человека, который всему его научил.
Это вторая особенность книги. Ваймс попал именно в то время, когда он только что вступил в Стражу, и занял место Джона Киля (если на этом месте вообще когда-либо был кто-то ещё), своего героя и человека, многому его научившего. Он даёт самому себе уроки, которые помнил всю жизнь, сокрушённо и даже раздражённо наблюдает за собственным идиотизмом тридцатилетней давности и кое-что объясняет, а кое-какие иллюзии старается сохранить. Но сержант Киль - не просто личный герой юного Сэма, он ещё и герой революции. Революции, которую Ваймс-Киль, игнорируя непреложные законы истории и возможность того, что его будущее никогда не наступит, пытается если не предотвратить, то повести другим путём. Потому что Ваймс привык поступать правильно, независимо от того, что он знает и чем это грозит. "Ночная Стража" может иллюстрировать два противоположных взгляда на роль личности в истории: с одной стороны, несмотря на усилия и знания Ваймса, события пошли так, как и шли (из-за того, что делали люди вокруг него, как обернулась ситуация и как вообще всё в мире работает), с другой стороны, весь ход этих событий обусловили усилия Ваймса, Киля или кто бы он ни был.
Как это часто бывает в таких случаях. Пратчетт не может удержаться, чтоб не рассказать, раз представился случай, о юности как можно большего количества персонажей. Местами это выглядит чуть навязчиво, как в случае со Шнобби, кое-что я не смог оценить и определить, соответствует ли такая предыстория моим представлениям о герое (в первую очередь, о Витинари), а кое-что очень удачно, особенно история Реджа Башмака при жизни. Злодей получился не очень оригинальным (психопаты у Пратчетта вообще яркие, но, если подумать, схожие друг с другом, а противостояние Ваймса и Карцера ещё и явно напоминает о Бэтмене и Джокере), зато выразительно злым.
А теперь о том, почему "Ночная Стража" - такой необычный для Пратчетта роман. Цикл о Страже всегда был пародией на нуар и вообще полицейские истории. А это - не пародия. "Ночная Стража" не смешная, причём не так, как "Правда", где мало удачных шуток и много неудачных; она просто не предназначена быть смешной. Это серьёзный мрачноватый роман о полицейских, только в фэнтезийном антураже. Пратчетт порой демонстрирует своё остроумие, но большей частью в форме саркастических характеристик ситуации - удачных, но не вызывающих смеха. Это не делает книгу хуже, наверное, но это определённо не то, чего вы ожидаете от Терри Пратчетта. И, честно говоря, это довольно мрачный роман.
Но если вы готовы к депрессивной истории о почти безнадёжной борьбе за закон и порядок, то узнать Терри Пратчетта с этой стороны, безусловно, стоит. "Ночная Стража" - хорошая книга и приятное возвращение к основам для такого фаната Стражи, как я.
P.S.
