Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
После того, как D-r Zlo в своей обычной эмоциональной манере рассказала мне о фильме "Мечта" Михаила Ромма, я просто не мог его не посмотреть.
В некоем городе в Западной Украине (что в Польше, ибо годы - тридцатые) есть меблированные комнаты под вывеской "Мечта", и живут в них люди разнообразные, но жизнь у них у всех более или менее безнадёжна. Будь то добродушный кучер, у которого и лошадь хороша, и фаэтон в порядке, а вот не нанимают, будь то дама, уже явственно достигшая среднего возраста, почти прожившая своё приданное и так и не нашедшая мужа, будь то бывший талантливый гравер, а нынче - жестянщик, гордящийся тем, что имеет хоть такую работу, будь то, наконец, сын квартирной хозяйки, безработный инженер, пятнадцать лет готовящий проект высокотехнологичного завода, или служанка, работающая тут за крышу над головой и скопившая за два года денег на два дорогих ужина. Сама же квартирная хозяйка, казалось бы, главенствует в доме, однако способность третировать или руководить остальными не прибавляет смысла её жизни - поскольку смысл-то в сыне, а у сына... А у сына в один не очень прекрасный день не принимают тот самый проект. Это целиком подкашивает его, а по принципу домино - и весь дом, благо подкосить тех, кто едва держится, несложно.
Параллельно в фильме развивается социально-революционный сюжет: брат служанки-Анны - рабочий и немного подпольщик, общается с какими-то революционерами, Анна частично тоже в это впутывается, а в финале массы радостно встречают приход советской власти... Однако этот сюжет явственно вторстепенен. Более явно сатира на буржуазное общество проявляется в пронизывающей весь фильм безысходности - вот люди, неплохие люди, которые стараются, но ничего в жизни не могут добиться, потому что мир вот так устроен. Конечно, в другом месте и в другое время режиссёр мог не так жёстко увязывать это с политэкономическим строем, но мысль эта проведена в "Мечте" очень ярко и сильно. Так что фильм неожиданно мрачный для 1941 года. Кстати, я правильно понимаю, что неуспех фильма в год выхода связан не только с тем, что было не до кино, но и с тем, что счастливое воссоединение украинцев обеспечил договор, о котором теперь было бы неактуально вспоминать?
Актёров как-то даже неудобно хвалить: такое время, когда в одном фильме можно собрать гениальный актёрский состав. Фаина Раневская, Михаил Астангов, Ростислав Плятт... Не могу не удивляться способности одновременно и создавать очень яркие типажи и сообщать персонажу огромную глубину и достоверность. Наблюдать за актёрской игрой - наслаждение.
И вообще "Мечта" - прекрасный фильм, всем рекомендую. Впрочем, ничего другого от такого режиссёра и таких актёров нельзя было и ожидать.
В некоем городе в Западной Украине (что в Польше, ибо годы - тридцатые) есть меблированные комнаты под вывеской "Мечта", и живут в них люди разнообразные, но жизнь у них у всех более или менее безнадёжна. Будь то добродушный кучер, у которого и лошадь хороша, и фаэтон в порядке, а вот не нанимают, будь то дама, уже явственно достигшая среднего возраста, почти прожившая своё приданное и так и не нашедшая мужа, будь то бывший талантливый гравер, а нынче - жестянщик, гордящийся тем, что имеет хоть такую работу, будь то, наконец, сын квартирной хозяйки, безработный инженер, пятнадцать лет готовящий проект высокотехнологичного завода, или служанка, работающая тут за крышу над головой и скопившая за два года денег на два дорогих ужина. Сама же квартирная хозяйка, казалось бы, главенствует в доме, однако способность третировать или руководить остальными не прибавляет смысла её жизни - поскольку смысл-то в сыне, а у сына... А у сына в один не очень прекрасный день не принимают тот самый проект. Это целиком подкашивает его, а по принципу домино - и весь дом, благо подкосить тех, кто едва держится, несложно.
Параллельно в фильме развивается социально-революционный сюжет: брат служанки-Анны - рабочий и немного подпольщик, общается с какими-то революционерами, Анна частично тоже в это впутывается, а в финале массы радостно встречают приход советской власти... Однако этот сюжет явственно вторстепенен. Более явно сатира на буржуазное общество проявляется в пронизывающей весь фильм безысходности - вот люди, неплохие люди, которые стараются, но ничего в жизни не могут добиться, потому что мир вот так устроен. Конечно, в другом месте и в другое время режиссёр мог не так жёстко увязывать это с политэкономическим строем, но мысль эта проведена в "Мечте" очень ярко и сильно. Так что фильм неожиданно мрачный для 1941 года. Кстати, я правильно понимаю, что неуспех фильма в год выхода связан не только с тем, что было не до кино, но и с тем, что счастливое воссоединение украинцев обеспечил договор, о котором теперь было бы неактуально вспоминать?
Актёров как-то даже неудобно хвалить: такое время, когда в одном фильме можно собрать гениальный актёрский состав. Фаина Раневская, Михаил Астангов, Ростислав Плятт... Не могу не удивляться способности одновременно и создавать очень яркие типажи и сообщать персонажу огромную глубину и достоверность. Наблюдать за актёрской игрой - наслаждение.
И вообще "Мечта" - прекрасный фильм, всем рекомендую. Впрочем, ничего другого от такого режиссёра и таких актёров нельзя было и ожидать.