Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Кровавого Санту" Дика Мааса. На самом деле, как обычно, в оригинале фильм называется "Sint", и в данном случае на сути названия мы остановимся поподробнее, прежде чем перейти к обзору фильма непосредственно.
В Нидерландах Санта-Клауса зовут Синтаклаас и он дарит подарки не на Рождество, а, как и было изначально, в канун дня святого Николая, в ночь с пятого на шестое декабря. Кроме того, он не подвергся влиянию Клемента Мура, рекламной и так далее обработке образа, так что вместо красной куртки и колпака выступает в епископском облачении. Вместо эльфов ему помогают мавры - Чёрные Питы, а приплывает он на корабле из Испании. Кроме того (что вообще характерно для Европы, в отличие от аналогов в Америке и России) непослушным голландским детям от Синтаклааса и его помощников могут вместо подарков достаться розги.
Вот от этого-то образа Дик Маас и отталкивается, создавая своего монстра, приходящего, когда ночь пятого декабря выпадает на полнолуние, чтоб убивать. Деталей этого сомнительного концепта нам не поясняют - в XV веке жил некий злобный епископ, возмущённые его произволом жители сожгли епископский корабль вместе со всеми пассажирами, а он, как все сожжённые маньяки, только стал злее. После этого введения мы переходим к современным амстердамским студентам (подчёркнуто малоприятным, мыслящим гениталиями молодым людям), готовящимся к встрече Синтаклааса и разбирающимся в своих межличностных отношениях - впрочем, это же ужасы, так что раскрытию их уделено минимум времени. Помимо студентов, в Амстердаме есть полицейский, переживший в детстве предыдущую такую резню и безуспешно пытающийся привлечь к угрозе внимание своего начальства. В общем-то, на этом сюжет заканчивается и начинаются убийства.
Сняты они, в общем-то, довольно просто - нагнетание саспенса с помощью шорохов, зловещей музыки и соответствующих движений камеры, а затем страшная штука резко выскакивает, как в тоннеле ужасов. Почти всегда можно заранее сказать. в какой части кадра появится монстр или труп, но когда они появляются - всё равно пугаешься. Думаю, причиной тому то, что "Sint" очень хорошо снят - именно в отношении ритма сцен, операторской работы, света и т.д. Чудовища - обуглившиеся Чёрные Питы - сняты всегда в движении или в полумраке, благодаря чему страшны независимо от спецэффектов (и не будем забывать про главный закон ужасов "намекать лучше, чем показывать"), а сам Синтаклаас виден обычно издали, в эффектной позе.
Вообще "Sint" мне неожиданно понравился. Малоосмысленный, но красивый и атмосферный ужастик. Рекомендую любителям.
P.S. А ещё в конце можно увидеть идеальный образец того, как работает Маскарад.
В Нидерландах Санта-Клауса зовут Синтаклаас и он дарит подарки не на Рождество, а, как и было изначально, в канун дня святого Николая, в ночь с пятого на шестое декабря. Кроме того, он не подвергся влиянию Клемента Мура, рекламной и так далее обработке образа, так что вместо красной куртки и колпака выступает в епископском облачении. Вместо эльфов ему помогают мавры - Чёрные Питы, а приплывает он на корабле из Испании. Кроме того (что вообще характерно для Европы, в отличие от аналогов в Америке и России) непослушным голландским детям от Синтаклааса и его помощников могут вместо подарков достаться розги.
Вот от этого-то образа Дик Маас и отталкивается, создавая своего монстра, приходящего, когда ночь пятого декабря выпадает на полнолуние, чтоб убивать. Деталей этого сомнительного концепта нам не поясняют - в XV веке жил некий злобный епископ, возмущённые его произволом жители сожгли епископский корабль вместе со всеми пассажирами, а он, как все сожжённые маньяки, только стал злее. После этого введения мы переходим к современным амстердамским студентам (подчёркнуто малоприятным, мыслящим гениталиями молодым людям), готовящимся к встрече Синтаклааса и разбирающимся в своих межличностных отношениях - впрочем, это же ужасы, так что раскрытию их уделено минимум времени. Помимо студентов, в Амстердаме есть полицейский, переживший в детстве предыдущую такую резню и безуспешно пытающийся привлечь к угрозе внимание своего начальства. В общем-то, на этом сюжет заканчивается и начинаются убийства.
Сняты они, в общем-то, довольно просто - нагнетание саспенса с помощью шорохов, зловещей музыки и соответствующих движений камеры, а затем страшная штука резко выскакивает, как в тоннеле ужасов. Почти всегда можно заранее сказать. в какой части кадра появится монстр или труп, но когда они появляются - всё равно пугаешься. Думаю, причиной тому то, что "Sint" очень хорошо снят - именно в отношении ритма сцен, операторской работы, света и т.д. Чудовища - обуглившиеся Чёрные Питы - сняты всегда в движении или в полумраке, благодаря чему страшны независимо от спецэффектов (и не будем забывать про главный закон ужасов "намекать лучше, чем показывать"), а сам Синтаклаас виден обычно издали, в эффектной позе.
Вообще "Sint" мне неожиданно понравился. Малоосмысленный, но красивый и атмосферный ужастик. Рекомендую любителям.
P.S. А ещё в конце можно увидеть идеальный образец того, как работает Маскарад.