Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Клайв Льюис писал, что дьявол, по его мнению, чрезвычайно серьёзен и попрекал отступлением от этого принципа Гёте. "Что бы ни приписывали мы существам, чей грех - гордыня, юмора у них быть не может". С одной стороны, он прав. Юмор как качество, думается, положительное (пусть хохот в аскетике и не рекомендован) не должен быть свойственен отошедшим от блага существам, как не доступна им всякая радость; да и действительно, чрезмерное ощущение своей важности, серьёзное самодовольство - качества, свойственные гордыне и трудносовместимые с юмором.
Однако Льюис, кажется, позабыл (причём не до конца - в самих "Письмах Баламута" он присутствует как явление) об одной из разновидностей юмора. Разновидность, почти никогда не вызывающая смеха, и далеко не всегда - особый род улыбки. Разновидность, не приносящая действительной, подлинной радости. Разновидность, не просто сочетающаяся с гордыней, но хоть в какой-то мере её подразумевающая, ибо требует взгляда сверху вниз. Сарказм. Сарказм представляется мне очень уместным для дьявола.
Ибо глядя, как люди верят как в наиважнейшие истины (и даже ощущают себя выше тех, кто этой веры не разделяет) в мимолётные иллюзии или прямую бессмыслицу, как люди (возможно, благодаря его советам, но всё-таки сами) разрушают свои жизни, выбирают неизменно то, что не сделает их счастливыми, короче говоря, как люди активно помогают дьяволу делать его работу, он, несомненно, должен веселиться. Собственно, не наилучший ли это стимул для этой самой работы и не наилучшее ли удовлетворение той самой гордыни?
И, разумеется, сарказм ничуть не поможет увидеть, что сам Денница ровно в том же положении.
Однако Льюис, кажется, позабыл (причём не до конца - в самих "Письмах Баламута" он присутствует как явление) об одной из разновидностей юмора. Разновидность, почти никогда не вызывающая смеха, и далеко не всегда - особый род улыбки. Разновидность, не приносящая действительной, подлинной радости. Разновидность, не просто сочетающаяся с гордыней, но хоть в какой-то мере её подразумевающая, ибо требует взгляда сверху вниз. Сарказм. Сарказм представляется мне очень уместным для дьявола.
Ибо глядя, как люди верят как в наиважнейшие истины (и даже ощущают себя выше тех, кто этой веры не разделяет) в мимолётные иллюзии или прямую бессмыслицу, как люди (возможно, благодаря его советам, но всё-таки сами) разрушают свои жизни, выбирают неизменно то, что не сделает их счастливыми, короче говоря, как люди активно помогают дьяволу делать его работу, он, несомненно, должен веселиться. Собственно, не наилучший ли это стимул для этой самой работы и не наилучшее ли удовлетворение той самой гордыни?
И, разумеется, сарказм ничуть не поможет увидеть, что сам Денница ровно в том же положении.