Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Дорогу" Джона Хиллкоута (по одноимённому роману Кормака Маккарти, который, впрочем, я сам не читал).
Сюжет фильма пересказать и легко, и сложно - двухчасовой фильм по содержанию укладывается весь в пару предложений. Случилось нечто (похоже на ядерную зиму, но детали не уточняются), почти уничтожившее жизнь на Земле. Теперь по засыпанным снегом и пеплом руинам и лесам мёртвых деревьев бредут отец и сын - "на юг". Вот, собственно, и всё. Очень тихая и ровная история о выживании.
Хотя я воспринял основную идею фильма на эмоциональном уровне, но на интеллектуальном происходящее представляло для меня проблему, от которой я так и не смог отрешиться. Ясно. что мальчик представляет собой образ детской невинности, воплощение чистоты и доброты, может, даже очеловеченную совесть отца. Однако всё это мне кажется недостоверным - по крайней мере, авторам не стоило делать его ровесником катастрофы. Ведь он должен бы был воспринимать всё происходящее не острее, а спокойнее. Он никогда не жил в мире, где люди не едят людей; он никогда не жил в мире, где дети вместе играют. Всю его жизнь нормой, тем, что его окружало, были поиски еды в полуобвалившихся супермаркетах и погребах домов, пропахших хозяйскими трупами, да спасение от каннибалов и мародёров - почему же это каждый раз так его шокирует? Совершенно очевидно, что детям, родившимся в постапокалиптическом мире, будет куда проще, чем их родителям. Впрочем, надо признать, что, возможно, воспринять это допущение мне мешало ещё и то, что к концу фильма мальчик всё больше меня раздражал; его трепетное толстовство - попросту инфантильный эгоизм в их обстоятельствах, по-моему. Он позволяет отцу делать всё для его благополучия, сам же не прилагает никаких усилий даже для собственного выживания, не то что для помощи ему, и при том требует, чтоб ради его этического комфорта отец делал что-то для того или для этого и всё время жалуется. Может, он и щепетилен, когда нужно накормить слепого, но в отношении собственного отца он, по-моему, попросту сволочь.
По сути, "Дорога" - фильм двух актёров. Мне всегда нравился Вигго Мортенсен, и тут он играет прекрасно. И постоянный страх, который ощутим, даже когда особенно заметно не проявляется, и нежность к сыну, и привычное отчаяние... Невозможно ему не сопереживать.
Поставлен фильм также очень хорошо. Атмосфера смерти и безысходности, ставших сутью показанного нам мира, давит на зрителя без всяких дешёвых эффектов вроде заваленных скелетами улиц. Всё серо-коричневое, либо выцветшее, либо загрязнившееся, голые мёртвые деревья упираются в затянутое плотными тучами небо. Большая часть страшного остаётся вне кадра, рисуется только звуками (но так ещё жутче, правда?), хоть иногда в кадр - всегда буднично и без предупреждения, - врываются чудовищные подробности - вы наверняка не забудете валяющиеся у дороги потроха или подвал с людьми на мясо. Однако самым страшным в "Дороге" остаётся состояние истощённых, полубезумных, почти потерявших человеческий облик людей, бредущих из ниоткуда в никуда. Не зря в этой истории о выживании все персонажи мечтают о смерти. Между прочим, образ дороги постоянно присутствует в фильме - периодически, словно отбивая ритм, дорожное полотно оказывается в центре кадра, но большей частью - исподволь, переданное пейзажем и прекрасной операторской работой (водопад или пейзаж с поникшей ковылью тоже могут напомнить о дороге, если их правильно снять). И никогда на этой дороге нет точек отсчёта, нет финишной прямой, нет цели - только протяжённость.
"Дорога" - сильный фильм. Если депрессивность вас не пугает - непременно посмотрите.
Сюжет фильма пересказать и легко, и сложно - двухчасовой фильм по содержанию укладывается весь в пару предложений. Случилось нечто (похоже на ядерную зиму, но детали не уточняются), почти уничтожившее жизнь на Земле. Теперь по засыпанным снегом и пеплом руинам и лесам мёртвых деревьев бредут отец и сын - "на юг". Вот, собственно, и всё. Очень тихая и ровная история о выживании.
Хотя я воспринял основную идею фильма на эмоциональном уровне, но на интеллектуальном происходящее представляло для меня проблему, от которой я так и не смог отрешиться. Ясно. что мальчик представляет собой образ детской невинности, воплощение чистоты и доброты, может, даже очеловеченную совесть отца. Однако всё это мне кажется недостоверным - по крайней мере, авторам не стоило делать его ровесником катастрофы. Ведь он должен бы был воспринимать всё происходящее не острее, а спокойнее. Он никогда не жил в мире, где люди не едят людей; он никогда не жил в мире, где дети вместе играют. Всю его жизнь нормой, тем, что его окружало, были поиски еды в полуобвалившихся супермаркетах и погребах домов, пропахших хозяйскими трупами, да спасение от каннибалов и мародёров - почему же это каждый раз так его шокирует? Совершенно очевидно, что детям, родившимся в постапокалиптическом мире, будет куда проще, чем их родителям. Впрочем, надо признать, что, возможно, воспринять это допущение мне мешало ещё и то, что к концу фильма мальчик всё больше меня раздражал; его трепетное толстовство - попросту инфантильный эгоизм в их обстоятельствах, по-моему. Он позволяет отцу делать всё для его благополучия, сам же не прилагает никаких усилий даже для собственного выживания, не то что для помощи ему, и при том требует, чтоб ради его этического комфорта отец делал что-то для того или для этого и всё время жалуется. Может, он и щепетилен, когда нужно накормить слепого, но в отношении собственного отца он, по-моему, попросту сволочь.
По сути, "Дорога" - фильм двух актёров. Мне всегда нравился Вигго Мортенсен, и тут он играет прекрасно. И постоянный страх, который ощутим, даже когда особенно заметно не проявляется, и нежность к сыну, и привычное отчаяние... Невозможно ему не сопереживать.
Поставлен фильм также очень хорошо. Атмосфера смерти и безысходности, ставших сутью показанного нам мира, давит на зрителя без всяких дешёвых эффектов вроде заваленных скелетами улиц. Всё серо-коричневое, либо выцветшее, либо загрязнившееся, голые мёртвые деревья упираются в затянутое плотными тучами небо. Большая часть страшного остаётся вне кадра, рисуется только звуками (но так ещё жутче, правда?), хоть иногда в кадр - всегда буднично и без предупреждения, - врываются чудовищные подробности - вы наверняка не забудете валяющиеся у дороги потроха или подвал с людьми на мясо. Однако самым страшным в "Дороге" остаётся состояние истощённых, полубезумных, почти потерявших человеческий облик людей, бредущих из ниоткуда в никуда. Не зря в этой истории о выживании все персонажи мечтают о смерти. Между прочим, образ дороги постоянно присутствует в фильме - периодически, словно отбивая ритм, дорожное полотно оказывается в центре кадра, но большей частью - исподволь, переданное пейзажем и прекрасной операторской работой (водопад или пейзаж с поникшей ковылью тоже могут напомнить о дороге, если их правильно снять). И никогда на этой дороге нет точек отсчёта, нет финишной прямой, нет цели - только протяжённость.
"Дорога" - сильный фильм. Если депрессивность вас не пугает - непременно посмотрите.
Финал, если честно, разочаровал. Где-то к середине фильма меня начал живо интересовать вопрос, как долго протянет мальчик без папы, и режиссер не подвел, показал, что было после смерти главного героя. Но это так похоже на явление бога из машины, так отдает рождественской сказкой, где девочку со спичками все-таки спасают, что весь эффект от предыдущих полутора часов сошел на нет
Совершенно солидарен. Был уверен, что мальчика вот тут и съедят.
Но тогда не вышел бы нужный нравственный урок, фильм же по идее про то, что надо сохранять человечность в любых условиях. Какая мораль была бы, если б человечного персонажа съели? По факту, конечно, так и бывает (всё время при просмотре вспоминал недавно прочитанную статью на эту тему), но мораль вышла бы слишком неочевидная.