Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел фильм "Человек Омега" Бориса Сагала. Отличия от "Я - легенда" Мэтисона, экранизацией которого формально является фильм, несколько шокируют.
Дело не в самих по себе сюжетных изменениях (хоть они огромны), а в принципиально иной концепции, которая эти отличия порождает. Вы ведь помните, почему роман Мэтисона так назывался? Для сообщества вампиров, в которых превратилось человечество, главный герой стал инфернальным ужасом, монстром, приходящим среди дня, когда все спят, и безжалостно убивающим. Роман был посвящён переворачиванию нормы, конфликту между личным и общественным (какая жуткая, комсомольская какая-то формулировка, но не нахожу более удачного выражения), ситуации, когда общие понятия о нормальном и естественном так резко меняются, что тот, кто сохранил прежние, становится опасным девиантом. Нэвилл был подчёркнуто обычным человеком и старался жить нормальной жизнью (насколько это возможно, посвящая дневные часы вбиванию кольев в спящих в окрестностях мутантов). И вампиры, при своем соответствии мифологическим стереотипам в отношении физиологии, были по сути нормальными людьми, пытающимися построить нормальное общество. Именно на этой обычности и строился трагический конфликт романа. Не то - "Человеке Омега". Тут перед нами конфликт цивилизации и деградации. Противники Нэвилла - безликая толпа фанатиков в чёрных балахонах, танцующая вокруг костров из книг, какая-то гротескная пародия на Средневековье; сам Нэвилл живёт не в обычном доме - нет, его дом роскошен и почти смехотворным образом полон различных предметов искусства (или, по крайней мере, дорогого антиквариата), таким образом, Нэвилл - образцовый носитель культуры, причём прежде всего культуры материальной. Мутировавшие сектанты хотят уничтожить право и возможность играть в шахматы в шёлковом халате, попивая виски, и именно этого он не позволяет им сделать (фактически это говорится прямо, когда Нэвилл объясняет почему не уехал из города). Я полагаю. не случайно, что он смотрит в кино именно ленту про Вудстокский фестиваль - ведь хиппи, по существу, выдвигали те же лозунги против репрессивной машинной цивилизации и оружия, что и приспешники Матиаса. А Нэвил проявляет истинно американский дух. раз за разом (такие сцены занимают не менее четверти фильма) пробираясь по пустым супермаркетам, выбирая для себя лучшие вещи. Образ идущего среди манекенов полуобнажённого мужчины с автоматом в руках истинно мифологичен. Фильм вообще очень насыщен символами - не могу не отметить, что в минуту смертельной опасности (а затем и смерти) Нэвилл неизменно оказывается в напоминающей о распятии позе.
Тем не менее изначально я думал, что как фильм "Человек Омега" хорош. Однако у него есть очень серьёзная проблема - кульминация приходится на сороковую минуту, а что происходит оставшийся час не очень понятно. Все вышеуказанные смыслы заключаются в первых сорока минутах, правда, дальнейшее же - некий чрезмерно занудный боевик. Создаётся ощущение, что на этом этапе сменился сценарист. Происходящее на экране обескураживает всё больше с каждой минутой: нет, я понимаю, семидесятые, время, когда брутальная негритянка в кожаном костюме и с афро-причёской могла не быть шуткой, но всему же есть границы!.. А этот флирт!.. Финальное же уличное сражение с приспешниками Матиаса смотрится просто смехотворно.
В фильме довольно интересная операторская работа - она создаёт нужное настроение, успешно демонстрирует в начале - тотальное одиночество Нэвилла, чуть далее - ужас от внезапной болезни... Кроме того, как я уже сказал, оператору даётся эпическая композиция. Но, кажется, и это достоинство постепенно иссякает к концу фильма, оригинальное или впечатляющее построение кадра всё реже встречается, уступая место прямолинейным съёмкам.
Короче говоря, я вам "Человека Омега" не рекомендовал бы. Надо посмотреть экранизацию с Винсентом Прайсом...

@темы: важнейшим из искусств...