Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Рождественскую историю" Роберта Земекиса.
"Рождественская песни в прозе" Чарльза Диккенса (по которой этотт мультфильм и снят, если вы не знаете), хоть и является историей о призраках, не очень мрачна и зловеща. Диккенс несколько раз описывает ужас, испытываемый персонажами, однако не очень заботится о том, чтоб вызвать его у читателя, - это произведение юмористическое и сентиментальное. Земекис значительно снизил последний показатель (и хорошо сделал, ибо Диккенс пересластил сверх всякой меры), чуть уменьшил количество шуток, хоть и сохранил их - или скорее это уменьшение произошло естественно, ибо большая тх часть принадлежала речи от автора, зато актуализировал жутковатую сторону произведения. В итоге мультфильм, получился, в общем, не очень детским - тут много всего того депрессивного, что связано со Скруджем, и много довольно пугающих сцен, - и это выделяет "Рождественскую историю" из ряда других адаптаций этого чрезвычайно популярного сюжета. Пересказывать же его, в силу популярности, не имеет смысла - Земекис изложил историю аккуратно.
Впрочем, именно там, где он всё-таки отходит от текста, фильм, по-моему, заметно портится. Прежде всего, дизайн Призрака Прошлого Рождества не только отличается от того, как его описал Диккенс, но и просто выглядит весьма нелепо. А сцена с побегом от катафалка, конечно, нагнетает ужас, который Скрудж и зритель заодно должны испытать у надгробия, однако несколько меняет атмосферу - ведь в рассказе на этом этапе Скрудж уже вознамерился переменить свою жизнь и с готовностью следует за призраком, хоть и испытывает в его присутствии страх (между прочим, как раз с удивительной непроницательностью не опознав фигуру в чёрном балахоне).
Тем не менее, наиболее примечательно в этом мультфильме визуальное решение. Хотя компьютерная анимация пока не позволяет вполне удовлетворительно изображать на экране людей (почему я и настаиваю всегда, что её уделом должны сейчас быть зверюшки и машинки), и в "Рождественской истории" герои тоже выглядят немного восковыми, Земекису удалось очень заметно снизить этот эффект. А главное - это редкий случай, когда 3D используется не как аттракцион, не "чтоб было", а применяется как художественное средство вполне сознательно. Именно 3D передаёт обязательное в этой истории волшебство - будь то сцена с Призраком Прошлого Рождества, когда стоя перед лавкой герои отодвигаются назад и оказываются внутри неё, с Призраком Нынешнего Рождества, создавшего в полу Скруджа нечто среднее между окном и дырой, или падение от руки Призрака Будущего Рождества.
В итоге мы имеем хорошо поставленную, красивую, и развлекательную, и поучительную... ну, рождественскую историю, действительно. Я настолько впечатлён, что подумываю даже посмотреть "Беовульфа" - а впечатление от Анжелины Джоли на каблуках в качестве матери Гренделя не так легко исправить.
"Рождественская песни в прозе" Чарльза Диккенса (по которой этотт мультфильм и снят, если вы не знаете), хоть и является историей о призраках, не очень мрачна и зловеща. Диккенс несколько раз описывает ужас, испытываемый персонажами, однако не очень заботится о том, чтоб вызвать его у читателя, - это произведение юмористическое и сентиментальное. Земекис значительно снизил последний показатель (и хорошо сделал, ибо Диккенс пересластил сверх всякой меры), чуть уменьшил количество шуток, хоть и сохранил их - или скорее это уменьшение произошло естественно, ибо большая тх часть принадлежала речи от автора, зато актуализировал жутковатую сторону произведения. В итоге мультфильм, получился, в общем, не очень детским - тут много всего того депрессивного, что связано со Скруджем, и много довольно пугающих сцен, - и это выделяет "Рождественскую историю" из ряда других адаптаций этого чрезвычайно популярного сюжета. Пересказывать же его, в силу популярности, не имеет смысла - Земекис изложил историю аккуратно.
Впрочем, именно там, где он всё-таки отходит от текста, фильм, по-моему, заметно портится. Прежде всего, дизайн Призрака Прошлого Рождества не только отличается от того, как его описал Диккенс, но и просто выглядит весьма нелепо. А сцена с побегом от катафалка, конечно, нагнетает ужас, который Скрудж и зритель заодно должны испытать у надгробия, однако несколько меняет атмосферу - ведь в рассказе на этом этапе Скрудж уже вознамерился переменить свою жизнь и с готовностью следует за призраком, хоть и испытывает в его присутствии страх (между прочим, как раз с удивительной непроницательностью не опознав фигуру в чёрном балахоне).
Тем не менее, наиболее примечательно в этом мультфильме визуальное решение. Хотя компьютерная анимация пока не позволяет вполне удовлетворительно изображать на экране людей (почему я и настаиваю всегда, что её уделом должны сейчас быть зверюшки и машинки), и в "Рождественской истории" герои тоже выглядят немного восковыми, Земекису удалось очень заметно снизить этот эффект. А главное - это редкий случай, когда 3D используется не как аттракцион, не "чтоб было", а применяется как художественное средство вполне сознательно. Именно 3D передаёт обязательное в этой истории волшебство - будь то сцена с Призраком Прошлого Рождества, когда стоя перед лавкой герои отодвигаются назад и оказываются внутри неё, с Призраком Нынешнего Рождества, создавшего в полу Скруджа нечто среднее между окном и дырой, или падение от руки Призрака Будущего Рождества.
В итоге мы имеем хорошо поставленную, красивую, и развлекательную, и поучительную... ну, рождественскую историю, действительно. Я настолько впечатлён, что подумываю даже посмотреть "Беовульфа" - а впечатление от Анжелины Джоли на каблуках в качестве матери Гренделя не так легко исправить.