Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Итак, очередной шедевр хоррора - "Дом ужасов доктора Террора" Фредди Фрэнсиса. Если честно, то не такой уж и шедевр - я воистину не всегда понимаю, как составлен список Кинга.
В купе поезда собирается шесть человек. Один из них, представившийся как Шандор Шрек (фамилию следует переводить как "Terror", замечает он одному из спутников), доктор метафизики, роняет колоду Таро. Остальные (за исключением одного чопорного джентльмена, считающего это и суеверием, и мошенничеством) выражают интерес к картам; доктор Шрек объясняет, что у человека две судьбы, обычная и мистическая, и карты тянутся ко второй, и соглашается погадать, но просит отнестись к этому серьёзно. Итак... Один из них, продавший недавно родовое поместье, вернётся туда, когда купившая его вдова решит провести перепланировку и обсудить это с бывшим хозяином. Обследуя по её просьбе фундамент он находит саркофаг оборотня, некогда объявившего, что этот дом его и что однажды он вернётся, а его место в гробу займёт хозяин дома. Конечно, стоит герою отвернуться, как гроб открывается, и его обитатель ускользает в ночную тьму... Другой возвращается из отпуска и обнаруживает на стене дома плющ. Когда он пытается избавиться от сорняка, плющ выбивает у него секатор. Друг-ботаник выдвигает предположение, что это новая ступень эволюции растений. Пока он изучает под микроскопом растительный мозг в листьях, плющ, понявший, что его раскрыли, душит учёного... Музыкант отправляется с оркестром на остров Паити, где местный коллега рассказывает ему про обряды вуду, но не советует пытаться на них посмотреть - вторжения на священную церемонию не простят ни аборигены, ни боги. Однако джазмен, привлечённый упоминанием о "почти голых девушках" (что характерно, девушки на церемонии оказываются вполне одетыми - виной всему кодекс Хейса?), всё же подглядывает за священными танцами и записывает мелодию. Вернувшись на континент, он исполняет её в своей интерпретации, и ресторан, где он выступает, разносит шквальный ветер. Но это не останавливает почему-то самоуверенного музыканта... Наконец, соглашается попытать судьбу и скептик - он искусствовед и знаменитый критик. Однажды художнику, которого он унижал с особенным удовольствием, удаётся публично выставить его дураком. Промаявшись несколько дней, критик в припадке гнева переезжает обидчика на машине, и художник теряет правую руку - а затем кончает с собой. После этого ампутированная рука начинает преследовать критика... Последний пассажир приезжает домой с невестой из Франции. Вскоре после этого к нему обращается ребёнок, без видимых причин демонстрирующий симптомы потери крови. Коллега героя, заметив следы на шее мальчика, готов поверить, что это - дело клыков вампира, и вскоре изобличает француженку... Получивших столь мрачные предсказания путешественников вскоре ожидает и ещё один неприятный сюрприз, о котором, полагаю, несложно догадаться.
В смысле качества съёмки фильм очень неровный. Спецэффекты порой неплохи - например, ползающая рука впечатляет, но чаще - просто кошмарны в плохом смысле (например, каждая сцена с летучей мышью вызывала у меня приступы хохота). Порой монтаж или операторская работа радуют, но большей частью они довольно невзрачные и, что много хуже, дешёвые на вид. Вообще фильм чисто эстетически выглядит так, будто снят на сдачу с какого-то другого, успешного кино, и это (не сам бюджет, но такое впечатление) очень, очень нехорошо. Актёры честно работают с тем, что им дали (вы уже могли догадаться, что это не самый гениальный из вообразимых сценариев), но хоть какое-то впечатление производят только Кристофер Ли и Питер Кашинг, да, возможно, Макс Адриан, и все скорее благодаря характерной внешности, если быть честным. Возможно, всё это задумывалось как своего рода пародия - по крайней мере, иронии "Дом ужасов..." точно не чужд - иронии в стиле "Баек из склепа", особенно ранних. Но если это и пародия, то фильм всё равно не смотрится - тогда уж стоило бы или идти в трэше до конца, или всё-таки написать сценарий получше.
Интерес к киноанаталогиям ужасов, любовь к Кристоферу Ли или желание включить что-то потешное в качестве кинофона для попкорновой вечеринки могут стать причинами для просмотра "Дома ужасов доктора Террора", но обязательным я его никак не назвал бы.
В купе поезда собирается шесть человек. Один из них, представившийся как Шандор Шрек (фамилию следует переводить как "Terror", замечает он одному из спутников), доктор метафизики, роняет колоду Таро. Остальные (за исключением одного чопорного джентльмена, считающего это и суеверием, и мошенничеством) выражают интерес к картам; доктор Шрек объясняет, что у человека две судьбы, обычная и мистическая, и карты тянутся ко второй, и соглашается погадать, но просит отнестись к этому серьёзно. Итак... Один из них, продавший недавно родовое поместье, вернётся туда, когда купившая его вдова решит провести перепланировку и обсудить это с бывшим хозяином. Обследуя по её просьбе фундамент он находит саркофаг оборотня, некогда объявившего, что этот дом его и что однажды он вернётся, а его место в гробу займёт хозяин дома. Конечно, стоит герою отвернуться, как гроб открывается, и его обитатель ускользает в ночную тьму... Другой возвращается из отпуска и обнаруживает на стене дома плющ. Когда он пытается избавиться от сорняка, плющ выбивает у него секатор. Друг-ботаник выдвигает предположение, что это новая ступень эволюции растений. Пока он изучает под микроскопом растительный мозг в листьях, плющ, понявший, что его раскрыли, душит учёного... Музыкант отправляется с оркестром на остров Паити, где местный коллега рассказывает ему про обряды вуду, но не советует пытаться на них посмотреть - вторжения на священную церемонию не простят ни аборигены, ни боги. Однако джазмен, привлечённый упоминанием о "почти голых девушках" (что характерно, девушки на церемонии оказываются вполне одетыми - виной всему кодекс Хейса?), всё же подглядывает за священными танцами и записывает мелодию. Вернувшись на континент, он исполняет её в своей интерпретации, и ресторан, где он выступает, разносит шквальный ветер. Но это не останавливает почему-то самоуверенного музыканта... Наконец, соглашается попытать судьбу и скептик - он искусствовед и знаменитый критик. Однажды художнику, которого он унижал с особенным удовольствием, удаётся публично выставить его дураком. Промаявшись несколько дней, критик в припадке гнева переезжает обидчика на машине, и художник теряет правую руку - а затем кончает с собой. После этого ампутированная рука начинает преследовать критика... Последний пассажир приезжает домой с невестой из Франции. Вскоре после этого к нему обращается ребёнок, без видимых причин демонстрирующий симптомы потери крови. Коллега героя, заметив следы на шее мальчика, готов поверить, что это - дело клыков вампира, и вскоре изобличает француженку... Получивших столь мрачные предсказания путешественников вскоре ожидает и ещё один неприятный сюрприз, о котором, полагаю, несложно догадаться.
В смысле качества съёмки фильм очень неровный. Спецэффекты порой неплохи - например, ползающая рука впечатляет, но чаще - просто кошмарны в плохом смысле (например, каждая сцена с летучей мышью вызывала у меня приступы хохота). Порой монтаж или операторская работа радуют, но большей частью они довольно невзрачные и, что много хуже, дешёвые на вид. Вообще фильм чисто эстетически выглядит так, будто снят на сдачу с какого-то другого, успешного кино, и это (не сам бюджет, но такое впечатление) очень, очень нехорошо. Актёры честно работают с тем, что им дали (вы уже могли догадаться, что это не самый гениальный из вообразимых сценариев), но хоть какое-то впечатление производят только Кристофер Ли и Питер Кашинг, да, возможно, Макс Адриан, и все скорее благодаря характерной внешности, если быть честным. Возможно, всё это задумывалось как своего рода пародия - по крайней мере, иронии "Дом ужасов..." точно не чужд - иронии в стиле "Баек из склепа", особенно ранних. Но если это и пародия, то фильм всё равно не смотрится - тогда уж стоило бы или идти в трэше до конца, или всё-таки написать сценарий получше.
Интерес к киноанаталогиям ужасов, любовь к Кристоферу Ли или желание включить что-то потешное в качестве кинофона для попкорновой вечеринки могут стать причинами для просмотра "Дома ужасов доктора Террора", но обязательным я его никак не назвал бы.