Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Чтение Хёйзинги вместе с некоторым разговором навели на размышления по поводу академизма - художественного течения, а не просто академического рисунка, на всякий случай поясню. На всякий же случай замечу, что я ничуть не искусствовед, и нижеследующие рассуждения - лишь личный, некомпетентный взгляд, разговор с самим собою.
Нельзя не удивиться, что название "декаданс" относится к направлению модернизма, а не академизму. Ведь именно декаданс представляет нечто новое, некоторое движение, к лучшему ли - иной вопрос, тогда как академизм является именно разложением традиции, стагнацией и упадком некогда плодотворного метода. Все обвинения, предъявляемые декадансу, с гораздо большим правом можно отнести к академизму.
Прежде всего, академизм совершенно безыдеен. Концепция и идея - нечто совершенно лишнее в этом направлении, о них, кажется, никогда и не задумывались - проявляется ли это в композиции, приятной глазу, но лишённой динамики или явного центра, в фактическом отсутствии сюжета или в явном недостатке выразительности. Это тесно связанно со вторым важным свойством академизма - формализмом. Да, он не изобретает новых форм, напротив, с тупым упорством культивирует традиционные средства выразительности, но что для академизма исключительным значением обладает техника рисования (и более того - определённая "глянцевость" как показатель мастерства) и только она, несомненно.
Особенно заметно это в портрете. Подобно фотороботу, академический портрет сохраняет все особые приметы модели, но абсолютно лишён выразительности. Частично, особенно в женских портретах, это связано с идеализацией в духе античной Греции, но большей частью это проявление всё той же сосредоточенности на форме и только на ней. Даже у Поля Делароша, несомненного мастера портрета среди академистов, можно очень часто заметить стеклянные глаза, весьма характерный неживой взгляд: .
Сюжет у полотен академистов порой наличествует формально, но фактически не только не играет роли, но и никак не разрабатывается. Если классицизм очертил своего рода круг уместных тем и сюжетов и создал определённый канон их использования, то академизм некритично воспринимает всё это и более не заботится о какой-либо оригинальности - фактически, сюжет становится частью всё той же техники, воспроизводимой чисто механически. Характерно, что некоторые сюжеты - "Амур и Психея", "Рождение Венеры" и т.п. - встречаются не только почти у всех крупных академистов, но у многих неоднократно, что всё-таки несоразмерно даже роли этих тем в культуре. Вообще отсутствие переживания сюжета бросается в глаза, особенно в произведениях на религиозные темы - ни благоговения, ни величия, ни сильных эмоций: . Иванов со своим "Явлением Христа народу" в этом отношении являет собой удивительное исключение, в этом полотне присутствует по меньшей мере попытка мысли (сколь удачная - можно обсуждать) и определённая живость образов.
Но вообще-то академизм и не стремится вызвать сильные эмоции; техническое совершенство обращает его в искусство чисто декоративное. Это идеальные картины, чтоб вешать их в гостиничных номерах (и это часто делают) - не ради острых переживаний, не ради даже эстетического наслаждения, но для того, чтоб придать стене приятную пестроту, на которой, однако, не остановится глаз. У Семирадского эта комфортная неприметность обеспечивается огромным количеством персонажей, сообщающим картине орнаментарность, у других, как Жамен или Энгр, в мягком однотонном колорите: .
Конечно, бессюжетная развлекательность и салонная приятность глазу напрямую связана с эротикой, и эротика в академизме рацветает с необычайной пышностью. Фактически это эротика на стыке с порнографией - в отличие от классицизма, обнажённая натура изображается не из эстетического интереса к человеческому телу, но из более низменной тяги к нему (это ощутимо во всём - в позах, композиции, особом пошловато-розовом колорите), и никакой идеи, никакой сильной эмоции через сексуальные образы (как в том же модернизме, например) не выражается тоже. Это просто изображения голых привлекательных женщин (много реже - юношей), пробуждающие желание: .
Особое внимание на себя обращает изображение детей. Прежде обнажённые детишки были довольно популярны, особенно в эпоху барокко, но эти покрытые жировыми складочками херувимы явственно должны были вызывать лишь умиление сентиментальных матрон, и даже Грёз с его его сентиментальными персонажами, будто испытавшими только что множественные оргазмы, никогда не изображал детей иначе как милыми. В академизме даже в детских образах появляется чувственность - особенно отмечен этим, конечно, Бугро, но не он один: . Даже младенец Иисус не избежал такой трактовки.
Я, помниться, начал этот текст с сопоставления академизма и декаданса - думаю, сравнение формализма, декоративности и чувственности с обеих сторон читатель может провести и сам. Действительный упадок, кажется, виден ясно.
В завершении должен отметить, что сам я испытываю к академизму нездоровую симпатию. Как и в случае с современными B-movies, ты знаешь, что это не настоящее искусство, что это пошло, и чувства прекрасного это не задевает - но нечто иное задевает. Вероятно, у меня есть также чувство, ответственное за тягу к вульгарности. Но Бугро, право, так очарователен в своей классически написанной порнографичности!..

@темы: высокое искусство, картинко

Комментарии
25.02.2012 в 09:06

мясопокалипсис сегодня
хах, интересную тему поднял, заставило неслабо задуматься)
если вспомнить как многие известные живописцы поливали литрами помоев академический стиль...
но неискушенному зрителю как правило нравится, потому что это красота - пусть и ради самой красоты Х)
25.02.2012 в 12:13

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
IYX, ну так на то и салон. Не знаю. насколько сейчас жив академизм как художественное направление (я обычно ставлю ему пределом конец XIX века, но это ведь условно, да и скорее интуитивно, чем на основе объективных данных), но то, что и копии этих картин, и оригинальные вещи в той же манере сейчас продаются в галереях "для народа" и тупо на художественных ярмарках - факт.
Да и правильно. Шедевры для музеев, а не для украшения стен квартиры, а надо же людям и там что0то вешать.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail