Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Они портят вам жизнь, ваши отец и мать,
даже если сами этого не хотят.
Они передают вам все свои недостатки
И сверх того - кое-какие специально для вас,
Но им тоже в свое время испортили жизнь
Идиоты в старомодных шляпах и сюртуках -
То своей слащавой строгостью,
То своей постоянной грызней.
Страдание передается от человека к человеку,
Становясь все глубже, как море далеко от берегов.
Беги прочь как можно скорее
И не заводи детей сам
Филипп Ларкин
Решив после "Бешеной" более внимательно и систематически заняться Кроненбергом, я пока продолжаю идти по списку Кинга, благо там он ещё остался. Сегодня это, конечно, "Выводок". даже если сами этого не хотят.
Они передают вам все свои недостатки
И сверх того - кое-какие специально для вас,
Но им тоже в свое время испортили жизнь
Идиоты в старомодных шляпах и сюртуках -
То своей слащавой строгостью,
То своей постоянной грызней.
Страдание передается от человека к человеку,
Становясь все глубже, как море далеко от берегов.
Беги прочь как можно скорее
И не заводи детей сам
Филипп Ларкин
Итак, некий психиатор-новатор, доктор Рэглан, проводит очень успешную терапию, заставляя пациентов идентифицировать его с персонажами травматических воспоминаний и выплёскивать на него соответствующие эмоции и скрытые обиды и влечения. Муж одной из его пациенток, Нолы Карвет недоволен - доктор требует, чтоб ей разрешалось видеться с дочерью, но мистер Карвет обнаруживает у девочки синяки, несомненно, оставленные матерью. И не мудрено - Нола сама в детстве была жертвой жестокого обращения матери... И вот, когда доктор как раз разбирает с ней этот вопрос, на её мать, присматривающую тем временем за внучкой, совершается странное и чудовищно жестокое нападение... Затем гибнет и её отец. Оказывается, терапия доктора Рэглана настолько эффективна, что даёт сильные соматические эффекты - провоцирует рак, а в случае с Нолой, самой восприимчивой, вызванные напряжённой фрустрацией опухоли превращаются в монструозных детей, стремящихся реализовать подавленный гнев "матери"...
Кроненберг использует метафору родов, полагаю, не случайно. Во-первых, в центре всех показанных психологических травм и конфликтов именно отношения с родителями (и травмы эти передаются по наследству благодаря порочному и ненамеренному взаимному копированию поколений); во-вторых, как бы эффектно не смотрелись, например, телепатические разрушения, всё-таки нельзя придумать более наглядный и эффектный образ, чем фрустрации, обретающие собственную плоть, болезненное отторжение вместе с чем-то, с одной стороны, неконтролируемым, а с другой. происходящим из человека же; и, наконец, это омерзительно, а в финале ему нужно было нечто подчёркнуто тошнотворное, чтоб невозможность для Карвета принять свою жену - по существу, скорее больную или искалеченную, но также и отвратное чудовище, - зритель в полной мере пережил эмоционально.
В данном случае, в отличие от "Бешеной", образ получился достаточно многогранным и сильным, чтоб создать идею и ценность. Наши травмы претворяются в наши комплексы, мы передаём свою боль окружающим и ретранслируем разрушительные импульсы на близких. В общем, весьма психоаналитично и довольно беспросветно.
"Выводок" действительно хорош на многих уровнях. Вполне достойно просмотра.