Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел (как всегда, по наводке D-r Zlo - спасибо!) "Граффити" Игоря Апасяна. Отечественный кинематограф сильно вырос в моих глазах.
Андрей - студент художественного училища, более, однако, занятый ночным рисованием граффити, чем собственно занятиями днём. Результатом этого становится то, что, когда весь курс едет на практику в Италию, ему предлагается отправиться в Мухосрань писать виды. Вот Андрей туда и едет - точнее в "село Промежуточное, конечная остановка". Село именно такое, как вы себе представляете - с покосившимися домишками, единственной живой фермой - страусовой, и населением, состоящим почти целиком из алкоголиков и сумасшедших. В первый же день Андрея замечает местный председатель (а скорее уж пахан) и ведёт его в клуб, построенный при развитом социализме и с тех пор надёжно забытый. Председатель желает иметь в клубе панно с портретами уважаемых людей посёлка. предложение сделано в ультимативной форме, зато по завершении работы обещают деньги, и Андрей берётся. За пару дней панно на фоне идиллического пейзажа и со слегка идеализированными лучшими людьми готово... Только одна из натурщиц, поняв, что рисуют "на память", потребовала, чтоб на картине был её отец, погибший в 1942, или она не согласна, - и, увидев в её руках на панно фотокарточку, прочие сельчане потребовали увековечить и своих близких. И выясняется, что погибло в разных войнах столько, что Андрею ни в сроки практики не уложиться, ни на стене не разместить...
Поначалу фильм напоминает о советских не-гайдаевских комедиях, тех. что не совсем комедии, и действительно, нечто шукшинское в нём есть. Но более всего "Граффити", пожалуй, похоже на экранизацию какого-то ненаписанного романа Довлатова. Тут всё в точности как у него - забавность и депрессивность исходят из одного источника, из одновременно абсурдной и болезненно достоверной картины жизни, где все, в общем, люди опустившиеся, неполноценные, сходящие с ума от безнадёжности и перманентного алкоголизма, очаровательно эксцентричные и несколько жуткие. Будь то Екклесиаст - философствующий алкоголик без определённого занятия, контуженный полудиот-ассенизатор Митяй или даже безымянный некто на автобусной остановке - у всех у них есть заветная мечта, навязчивая идея, которая только и позволяет выжить в этом селе-полутрупе. Правда, думается, у Довлатова никакого хорошего конца не было бы, а апасян всё же позволил этим мечтам исполниться.
Фильм очень красивый. Дело не только в видах, которые вообще-то дивно хороши (и почему мы в кино редко видим вот эти поля?). Ключевые сцены фильма прекрасно выстроены, в них есть ритм, задающий смыслы, и поэтому вышли они пронзительными и яркими. И актёры играют отлично, отлично. Сергей Потапов создал потрясающе трогательный и сильный образ, у Виктора Перевалова вышел удивительно негротескный персонаж, не потерявший от этого в забавности.
С одной стороны, смысл фильма кажется немного слишком плакатным (практически в прямом смысле). С другой - нужны, нужны фильмы с таким смыслом. Особенно нормально снятые. Я обычно не люблю столь нарочитую идейность (а равно и навязанную сентиментальность), но в "Граффити" это практически не раздражает. Рекомендую.
Андрей - студент художественного училища, более, однако, занятый ночным рисованием граффити, чем собственно занятиями днём. Результатом этого становится то, что, когда весь курс едет на практику в Италию, ему предлагается отправиться в Мухосрань писать виды. Вот Андрей туда и едет - точнее в "село Промежуточное, конечная остановка". Село именно такое, как вы себе представляете - с покосившимися домишками, единственной живой фермой - страусовой, и населением, состоящим почти целиком из алкоголиков и сумасшедших. В первый же день Андрея замечает местный председатель (а скорее уж пахан) и ведёт его в клуб, построенный при развитом социализме и с тех пор надёжно забытый. Председатель желает иметь в клубе панно с портретами уважаемых людей посёлка. предложение сделано в ультимативной форме, зато по завершении работы обещают деньги, и Андрей берётся. За пару дней панно на фоне идиллического пейзажа и со слегка идеализированными лучшими людьми готово... Только одна из натурщиц, поняв, что рисуют "на память", потребовала, чтоб на картине был её отец, погибший в 1942, или она не согласна, - и, увидев в её руках на панно фотокарточку, прочие сельчане потребовали увековечить и своих близких. И выясняется, что погибло в разных войнах столько, что Андрею ни в сроки практики не уложиться, ни на стене не разместить...
Поначалу фильм напоминает о советских не-гайдаевских комедиях, тех. что не совсем комедии, и действительно, нечто шукшинское в нём есть. Но более всего "Граффити", пожалуй, похоже на экранизацию какого-то ненаписанного романа Довлатова. Тут всё в точности как у него - забавность и депрессивность исходят из одного источника, из одновременно абсурдной и болезненно достоверной картины жизни, где все, в общем, люди опустившиеся, неполноценные, сходящие с ума от безнадёжности и перманентного алкоголизма, очаровательно эксцентричные и несколько жуткие. Будь то Екклесиаст - философствующий алкоголик без определённого занятия, контуженный полудиот-ассенизатор Митяй или даже безымянный некто на автобусной остановке - у всех у них есть заветная мечта, навязчивая идея, которая только и позволяет выжить в этом селе-полутрупе. Правда, думается, у Довлатова никакого хорошего конца не было бы, а апасян всё же позволил этим мечтам исполниться.
Фильм очень красивый. Дело не только в видах, которые вообще-то дивно хороши (и почему мы в кино редко видим вот эти поля?). Ключевые сцены фильма прекрасно выстроены, в них есть ритм, задающий смыслы, и поэтому вышли они пронзительными и яркими. И актёры играют отлично, отлично. Сергей Потапов создал потрясающе трогательный и сильный образ, у Виктора Перевалова вышел удивительно негротескный персонаж, не потерявший от этого в забавности.
С одной стороны, смысл фильма кажется немного слишком плакатным (практически в прямом смысле). С другой - нужны, нужны фильмы с таким смыслом. Особенно нормально снятые. Я обычно не люблю столь нарочитую идейность (а равно и навязанную сентиментальность), но в "Граффити" это практически не раздражает. Рекомендую.