Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
На днях я писал, что отечественный кинематограф вырос в моих глазах. Теперь же я от него в восторге - благодаря "Шапито-Шоу" Сергея Лобана, едва ли не лучшему фильму, что я успел увидеть в этом году.
Фильм состоит из четырёх новелл, действие которых происходит примерно в одно время (в течение двух-трёх дней) и в одном месте (на крымском побережье), причём с одной стороны эти новеллы чётко обособлены друг от друга - в первую очередь концептуально, а с другой - переплетены очень тесно, так что киноальманахом это не назовёшь, цельный фильм - хоть и о четырёх группах персонажей. В первой части типичный, прямо-таки идеальный битард Cyberstrannik знакомится с очень милой девушкой Верой, которой не посчастливилось заинтересоваться им в интернете - разумеется, попытка активного отдыха с тщательно лелеющим свои комплексы и замкнутость порождением интернета ничем хорошим не может закончиться... Во второй части глухой и очень хороший парень Лёша, вопреки советам друзей, считающих, что дружить со слышащими нельзя, отправляется отдыхать в компании весьма сомнительной богемы, предводительствуемой эксцентричным Сёмой,и обнаруживает, что отсутствие слуха - не единственное, что мешает вписаться в чуждый круг.... Третья часть - о Петре Мамо... простите, о некоем известном и эксцентричном актёре, который после многих лет отсутствия решил наладить отношения с сыном, для чего отправился в поход по крымским горам; сын ожидает от отца одобрения, интереса и помощи в реализации в театре, а отец от сына - воли и интереса к "живой жизни", и налаживание отношений идёт не слишком продуктивно... И, наконец, четвёртая часть посвящена попыткам молодого амбициозного продюсера раскрутить Рому - идеального двойника Виктора Цоя (причём сам Рома относится к этому с потрясающим спокойствием), поскольку, де, эрзацу пора покончить с тиранией оригинальности, и заканчивается тоже не слишком успешно.
"Шапито-Шоу" не зря разделено на две части. В каждой - сюжеты-близнецы: две истории о комплексах, вызывающих желание отгородиться от социума и этой отгороженностью усугубляемых (только Киберстранник возможность в этот социум войти систематически отвергает, а Лёша пытается преодолеть барьеры и обнаруживает, что в социуме и правда тяжело), две истории об утверждении своей личности и личностности за счёт другого (только отец-актёр не замечает, как использует сына, а продюсер делает это более чем сознательно). Все - о несбывшихся надеждах. Но кроме того, они переплетаются через одну - не зря их названия созвучны в такой последовательности; причём первая и третья история, "Любовь" и "Уважение" получают развязку, в которой героям удаётся установить контакт вопреки несовпадению парадигм жизни - через то более глубокое единство, которое определяют этими словами, а "Дружба" и "Партнёрство" оканчиваются острейшим конфликтом из-за непохожести. Ибо если люди не сходны, это не разводит их в разные стороны - это причиняет им боль. Вот об этой непохожести и боли - и всё "Шапито-Шоу".
Вы, возможно, заинтересовались - а почему ни словом не упомянуто то самое «Шапито-Шоу»? О, это место фигурирует во всех четырёх историях, это своего рода центр притяжения, но в большей степени это заранее обречённое на провал, в своём роде прекрасное, но слишком нелепое представление - иллюстрация внутреннего мира основных персонажей. И иллюстрация в буквальном смысле. "Шапито-Шоу" фильм странный и местами (при эдаком очень бытовом реализме других сцен) сюрреалистический. Каждый персонаж в определённое время пропевает на сцене «Шапито-Шоу» свой внутренний монолог - и каким-то образом эти туманные вирши, положенные на техно-поп, оказываются трогательными до невероятия. А ещё я хочу сказать спасибо Андрею Сергиевскому - первому и, вероятно, последнему хореографу, имя которого я выяснил и запомнил, поскольку танцы и номера тут... нет, это невозможно описать, никак!
И, говоря о потрясающих работах - перейдём к актёрам. Удивительное дело, никого из них. кроме Петра Мамонова, я раньше не видел, кажется, никогда - так откуда же Сергей Лобан откопал столько неизвестных талантов? Много ли фильмов, где великолепные актёрские работы, потрясающие образы исчисляются десятками? Мало того, что главные герои абсолютно живые, но как тут хороши даже не второстепенные, а третьестепенные персонажи! Старый мудрый еврей-оператор, боров-продюсер «Шапито-Шоу», явно ставший таким после эпохи первоначального накопления капитала и живущий условными рефлексами тех времён, квартирная хозяйка!.. И я не говорю про невероятно милую и настоящую Верочку, про до дрожи достоверного (лично знал точно такого парня) Киберстранника, про очаровательного и трагичного молодого продюсера... А Сеня, ужасающий, брызжущий харизмой Сеня, от которого ёжишься даже на экране? А как Мамонов поёт под гитару и бухает с интеллектуальной элитой?..
"Шапито-Шоу" - очень грустный, хоть и потрясающе смешной фильм. Прекрасно задуманный и прекрасно снятый. Вы не хотите его пропустить, гарантирую. Посмотрите, посмотрите непременно.
Фильм состоит из четырёх новелл, действие которых происходит примерно в одно время (в течение двух-трёх дней) и в одном месте (на крымском побережье), причём с одной стороны эти новеллы чётко обособлены друг от друга - в первую очередь концептуально, а с другой - переплетены очень тесно, так что киноальманахом это не назовёшь, цельный фильм - хоть и о четырёх группах персонажей. В первой части типичный, прямо-таки идеальный битард Cyberstrannik знакомится с очень милой девушкой Верой, которой не посчастливилось заинтересоваться им в интернете - разумеется, попытка активного отдыха с тщательно лелеющим свои комплексы и замкнутость порождением интернета ничем хорошим не может закончиться... Во второй части глухой и очень хороший парень Лёша, вопреки советам друзей, считающих, что дружить со слышащими нельзя, отправляется отдыхать в компании весьма сомнительной богемы, предводительствуемой эксцентричным Сёмой,и обнаруживает, что отсутствие слуха - не единственное, что мешает вписаться в чуждый круг.... Третья часть - о Петре Мамо... простите, о некоем известном и эксцентричном актёре, который после многих лет отсутствия решил наладить отношения с сыном, для чего отправился в поход по крымским горам; сын ожидает от отца одобрения, интереса и помощи в реализации в театре, а отец от сына - воли и интереса к "живой жизни", и налаживание отношений идёт не слишком продуктивно... И, наконец, четвёртая часть посвящена попыткам молодого амбициозного продюсера раскрутить Рому - идеального двойника Виктора Цоя (причём сам Рома относится к этому с потрясающим спокойствием), поскольку, де, эрзацу пора покончить с тиранией оригинальности, и заканчивается тоже не слишком успешно.
"Шапито-Шоу" не зря разделено на две части. В каждой - сюжеты-близнецы: две истории о комплексах, вызывающих желание отгородиться от социума и этой отгороженностью усугубляемых (только Киберстранник возможность в этот социум войти систематически отвергает, а Лёша пытается преодолеть барьеры и обнаруживает, что в социуме и правда тяжело), две истории об утверждении своей личности и личностности за счёт другого (только отец-актёр не замечает, как использует сына, а продюсер делает это более чем сознательно). Все - о несбывшихся надеждах. Но кроме того, они переплетаются через одну - не зря их названия созвучны в такой последовательности; причём первая и третья история, "Любовь" и "Уважение" получают развязку, в которой героям удаётся установить контакт вопреки несовпадению парадигм жизни - через то более глубокое единство, которое определяют этими словами, а "Дружба" и "Партнёрство" оканчиваются острейшим конфликтом из-за непохожести. Ибо если люди не сходны, это не разводит их в разные стороны - это причиняет им боль. Вот об этой непохожести и боли - и всё "Шапито-Шоу".
Вы, возможно, заинтересовались - а почему ни словом не упомянуто то самое «Шапито-Шоу»? О, это место фигурирует во всех четырёх историях, это своего рода центр притяжения, но в большей степени это заранее обречённое на провал, в своём роде прекрасное, но слишком нелепое представление - иллюстрация внутреннего мира основных персонажей. И иллюстрация в буквальном смысле. "Шапито-Шоу" фильм странный и местами (при эдаком очень бытовом реализме других сцен) сюрреалистический. Каждый персонаж в определённое время пропевает на сцене «Шапито-Шоу» свой внутренний монолог - и каким-то образом эти туманные вирши, положенные на техно-поп, оказываются трогательными до невероятия. А ещё я хочу сказать спасибо Андрею Сергиевскому - первому и, вероятно, последнему хореографу, имя которого я выяснил и запомнил, поскольку танцы и номера тут... нет, это невозможно описать, никак!
И, говоря о потрясающих работах - перейдём к актёрам. Удивительное дело, никого из них. кроме Петра Мамонова, я раньше не видел, кажется, никогда - так откуда же Сергей Лобан откопал столько неизвестных талантов? Много ли фильмов, где великолепные актёрские работы, потрясающие образы исчисляются десятками? Мало того, что главные герои абсолютно живые, но как тут хороши даже не второстепенные, а третьестепенные персонажи! Старый мудрый еврей-оператор, боров-продюсер «Шапито-Шоу», явно ставший таким после эпохи первоначального накопления капитала и живущий условными рефлексами тех времён, квартирная хозяйка!.. И я не говорю про невероятно милую и настоящую Верочку, про до дрожи достоверного (лично знал точно такого парня) Киберстранника, про очаровательного и трагичного молодого продюсера... А Сеня, ужасающий, брызжущий харизмой Сеня, от которого ёжишься даже на экране? А как Мамонов поёт под гитару и бухает с интеллектуальной элитой?..
"Шапито-Шоу" - очень грустный, хоть и потрясающе смешной фильм. Прекрасно задуманный и прекрасно снятый. Вы не хотите его пропустить, гарантирую. Посмотрите, посмотрите непременно.