Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Солово полез обратно в постель. Есть нечто утешительное, подумал он,
когда делаешь с Борджиа то же самое, что эта семейка проделывает с
окружающим миром.
Джон Уитборн, "Рим, папы и призраки"
когда делаешь с Борджиа то же самое, что эта семейка проделывает с
окружающим миром.
Джон Уитборн, "Рим, папы и призраки"
Подумалось, что нельзя всё время серьёзные пафосные фэнтези-комиксы читать. Прочитал вместо этого "Borgia" Алехандро Ходоровского и Мило Манары.
Как ни странно, это не в чистом виде эротика. Эротика, разумеется, не зря же выбрана именно эта знаменитая семья, но (надо думать, благодаря тому, что Манара рисует не по собственному сценарию) секс занимает не весь комикс целиком и не стоит в центре повествования. Ходоровского, кажется, интересует скорее возможность передать с максимальной насыщенностью атмосферу порока и морального разложения, и для этого в равной мере годятся и сцены совокупления, и сцены потрошения. Тут есть явное сходство с "Калигулой" Брасса (с поправкой, конечно, на заметно меньшую художественную ценность и силу комикса): вместо исторического повествования - гротескно преувеличенный рассказ о персонажах, чьё имя стало нарицательным, передающий не факты, но представление об эпохе в максимально неприглядной трактовке. Основная тема "Borgia", как нетрудно догадаться, семья. Родриго многократно говорит о том, что кровные узы - самые крепкие, что семья должна быть единственной и непререкаемой ценностью Борджа. Поскольку меня образ ненормальной, анти-нормальной семьи всегда привлекал (причём я скорее не об инцесте, а о перепалках с обещаниями отлучений и кровавых расправ), концепт комикса показался мне занятным.
Поначалу я подумал, что Ходоровский собрал все стереотипы и анекдоты о Борджа и разбавил их собственными идеями, чтоб не было скучно (скажем, очень нестандартной любовной линией между Лукрецией и Джулией Фарнезе, ещё до того, как её подложили под Родриго)... Хотя некоторые сценарные находки кажутся странными - почему Джованни изображён убеждённым гомосексуалистом, если он известен скорее похождениями с женщинами?.. Должен заметить, что я в истории Италии соответствующего периода и истории Борджа в частности не специалист, так что многих, вероятно, действительно опирающихся на источники сюжетов просто не узнаю. Что сюжет ничуть не претендует на историческую точность и аккуратность, думаю, не стоит и пояснять. Однако чем дальше, тем более он отклоняется от правдоподобия даже на неподготовленный взгляд. В четвёртом томе сценарий идёт вразнос: Лукреция умирает, родив двухголового ублюдка от отца и брата, Карл VII гибнет, залитый лавой, когда трахал шлюху на вершине Везувия (sic!)... Кстати, помните, я не так давно сетовал, что потрясающие безумные изобретения да Винчи не используются в стимпанковских сюжетах? Так вот, используются. Чезаре Борджа спит с Леонардо, чтоб тот разработал те самые колесницы с лезвиями и перепончатые крылья, а потом использует их в войне против итальянских княжеств. Не знаю, что заставило Ходоровского окончательно плюнуть на достоверность, но, может, так и лучше - не вводить читателя в заблуждение и заодно добавить эффектности...
Великолепный стиль Мило Манары я не вижу смысла описывать. Замечу лишь, что первые два тома решены в привычном стиле "Золотого осла", а с третьего рисовка несколько меняется: контуры становятся более чёткими и выраженными, их также становится больше, кадр простроен детальнее, а цвета - более насыщенные и тёмные, без прежних акварельных полутонов. Рискуя показаться опасным безумцем, замечу, что мне в комиксе более всего понравились групповые сцены, общие планы - Манара замечательно организует пространство кадра, на таких страницах ощущается и лёгкость, и красота в деталях. Кроме того, неожиданно хороши батальные сцены в четвёртом томе. Захотелось прочесть какой-нибудь неэротический (и с более адекватным сценарием) комикс, нарисованный Манарой, но не уверен, что такие существуют... Впрочем, не поймите меня превратно - рисовать голых женщин и мужчин он вовсе не разучился, они, разумеется, хороши тоже.
В целом "Borgia" - чтение любопытное. Конечно, не как источник знаний об Италии XV века, и даже вряд ли как... ммм... развлечение для одиноких джентльменов, но в качестве эстетического образа никогда реально не существовашей эпохи (её кошмарного сна о себе самой?).