Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал сборник работ Йохана Хёйзинги "Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемнённый мир.: Эссе" и вновь убедился, что, чем более Хёйзинга уклоняется в философию, тем менее удовлетворительны результаты. "Человек и культура" я обозревать не буду - это сокращённое повторение тезисов других эссе, в остальном же пойдём по порядку...
"Тени завтрашнего дня" - работа, созданная в 1935 году, и это очень во многом объясняет и её тон, и какие именно тени (хоть, думается, и он не до конца представлял события следующего десятилетия) имеет ввиду Хёйзинга. Однако, хотя его беспокойство понятно, формы, в которых оно выражается, не кажутся адекватными - то есть адекватными научному, культурологическому или философскому дискурсу, хотя как эмоциональная реакция на состояние мира это вполне естественно. Хёйзинга видит в текущем кризисе прежде всего упадок культуры и в "Тенях..." пытается его диагностировать. Однако делает это далеко не всегда логично, а многие его априорные посылки далеко не самоочевидны. Скажу про некоторые, вызвавшие у меня наибольшие сомнения. Хёйзинга выступает против теории аморального государства (то есть, попросту говоря, мнения, будто государство во всех своих действиях исходит из соображений выгоды, а не ориентации на моральные нормы, и что эти нормы не вполне применимы к государству) на том основании, что эта теория позволит и другим участникам политического процесса (скажем, сепаратистски настроенным областям или желающим взять власть партиям) действовать более прагматически, чем этически; но - и Хёйзинга вроде бы это понимает - политика всегда так работала, и едва ли признание этого может вызвать какую-то катастрофу. Хёйзинга считает характерным для эпохи отрицание интеллектуализма и позицию "лучше жить, чем понимать" - однако не опровергает сам этот дуализм, напротив, отмечает, что, возможно, подлинная культура возможна лишь там, где присутствует в некоторой степени культ смерти; вообще автор так безудержно восхваляет интеллект и возводит всё и вся к интеллигибельному, что поневоле согласишься - антитеза этому была бы к месту. Наиболее же фундаментальная проблема работы - попытка Хёйзинги наполнить слово "культура" этическим содержанием. Попытка сама по себе сомнительная, поскольку, как бы ни настаивал автор, что это понятие расплывчатое и трудноопределимое (и тут с ним надо согласиться), культура как термин, несомненно, отличается от этики - хоть бы потому, что это понятия одного порядка, и одно определённо нельзя ни свести, ни включить в другое; фактически, Хёйзинга просто путает культуру как термин, собственно, культурологический, и как часть эмоционально окрашенной и уж точно не поддающейся твёрдому определению оппозиции "культура и варварство". На этом фоне то, что автор без достаточных на то оснований сводит этику к христианской этике, не так уж принципиально (в конце концов, хоть Хёйзинга этого и не декларирует достаточно чётко, он всё время говорит только о западном мире, где это отождествление, пожалуй, правомочно).
"Затемнённый мир" - это непосредственное продолжение и развитие "Теней завтрашнего дня", более тонкое, более многогранное и более завершённое. Начинается эссе вновь с диагноза культуре, однако на сей раз более конкретного, поставленного в исторический контекст и потому более убедительного (и вновь - Хёйзинга куда лучше проявляет себя, отталкиваясь от фактов). На сей раз - что вполне естественно - как основные беды выступают уже не более или менее невинные потеря интереса к познанию и культ жизни, но милитаризм, гипернационализм, анти-демократизм. Затем Хёйзинга делает вполне логичный вывод из двух представленных уже в первой работе посылок - если культура определяется прежде всего нравственными идеалами, а нравственность это христианская нравственность, то главнейший залог и самая твёрдая надежда в смысле спасения и возрождения европейской культуры - восстановление влияния и значимости христианства (причём в полном объёме догматики, а никак не в форме невнятного "принятия Иисуса" или морального ориентира). Однако это Хёйзинга считает не очень вероятным. В таком случае возрождение культуры должно исходить из принципов умеренности и сознательного ограничения - отказа от излишеств нефигуративности в искусстве, от чрезмерного развития технологий, от вопросов о том, что человек едва ли в силах понять... Однако начальным пунктом должно служить установление гарантий мира в новом союзе правовых государств (однако союз возможен лишь на основе доверия, а доверие может основываться лишь на моральных категориях чести - почему-то более очевидное основание, то есть совместную выгоду, Хёйзинга игнорирует). Кстати, Хёйзинга надеется, что по окончании Второй Мировой русские одумаются, поймут, какой глупостью был социализм и присоединятся к этим правовым государствам. Строить их следует на федеративных началах, причём большие разбить на более мелкие, а небольшие - объединить в федерации, так будут исправлены и перегибы национализма (вообще очевидно, что Хёйзинга холодно относится к понятию нации - и это не просто реакция на текущие события, поскольку понятие государства, с которым также связано немало перегибов, ему, тем не менее, до чрезвычайности дорого). В целом ближе к концу "Затемнённого мира" автор всё более ударяется в идеалистическое прожектёрство на началах прекраснодушия и консерватизма.
Не могу не оговориться, что всё вышесказанное может быть свидетельством не заблуждений Хёйзинги, а моих - поскольку, очевидно, я являюсь целиком и полностью продуктом того самого упадка культуры, который он диагностировал. Поэтому вопрос о том, кто из нас принимает норму за деформацию, вполне можно оставить вашему собственному суждению.
Тем не менее, эти эссе кажутся мне говорящими более всего о Хёйзинге, и лишь в малой степени - об объективных культурных процессах. Книга пожилого, консервативного интеллигента, живущего книгами и ностальгией по рыцарству - вот что, в первую очередь, я прочитал.
"Тени завтрашнего дня" - работа, созданная в 1935 году, и это очень во многом объясняет и её тон, и какие именно тени (хоть, думается, и он не до конца представлял события следующего десятилетия) имеет ввиду Хёйзинга. Однако, хотя его беспокойство понятно, формы, в которых оно выражается, не кажутся адекватными - то есть адекватными научному, культурологическому или философскому дискурсу, хотя как эмоциональная реакция на состояние мира это вполне естественно. Хёйзинга видит в текущем кризисе прежде всего упадок культуры и в "Тенях..." пытается его диагностировать. Однако делает это далеко не всегда логично, а многие его априорные посылки далеко не самоочевидны. Скажу про некоторые, вызвавшие у меня наибольшие сомнения. Хёйзинга выступает против теории аморального государства (то есть, попросту говоря, мнения, будто государство во всех своих действиях исходит из соображений выгоды, а не ориентации на моральные нормы, и что эти нормы не вполне применимы к государству) на том основании, что эта теория позволит и другим участникам политического процесса (скажем, сепаратистски настроенным областям или желающим взять власть партиям) действовать более прагматически, чем этически; но - и Хёйзинга вроде бы это понимает - политика всегда так работала, и едва ли признание этого может вызвать какую-то катастрофу. Хёйзинга считает характерным для эпохи отрицание интеллектуализма и позицию "лучше жить, чем понимать" - однако не опровергает сам этот дуализм, напротив, отмечает, что, возможно, подлинная культура возможна лишь там, где присутствует в некоторой степени культ смерти; вообще автор так безудержно восхваляет интеллект и возводит всё и вся к интеллигибельному, что поневоле согласишься - антитеза этому была бы к месту. Наиболее же фундаментальная проблема работы - попытка Хёйзинги наполнить слово "культура" этическим содержанием. Попытка сама по себе сомнительная, поскольку, как бы ни настаивал автор, что это понятие расплывчатое и трудноопределимое (и тут с ним надо согласиться), культура как термин, несомненно, отличается от этики - хоть бы потому, что это понятия одного порядка, и одно определённо нельзя ни свести, ни включить в другое; фактически, Хёйзинга просто путает культуру как термин, собственно, культурологический, и как часть эмоционально окрашенной и уж точно не поддающейся твёрдому определению оппозиции "культура и варварство". На этом фоне то, что автор без достаточных на то оснований сводит этику к христианской этике, не так уж принципиально (в конце концов, хоть Хёйзинга этого и не декларирует достаточно чётко, он всё время говорит только о западном мире, где это отождествление, пожалуй, правомочно).
"Затемнённый мир" - это непосредственное продолжение и развитие "Теней завтрашнего дня", более тонкое, более многогранное и более завершённое. Начинается эссе вновь с диагноза культуре, однако на сей раз более конкретного, поставленного в исторический контекст и потому более убедительного (и вновь - Хёйзинга куда лучше проявляет себя, отталкиваясь от фактов). На сей раз - что вполне естественно - как основные беды выступают уже не более или менее невинные потеря интереса к познанию и культ жизни, но милитаризм, гипернационализм, анти-демократизм. Затем Хёйзинга делает вполне логичный вывод из двух представленных уже в первой работе посылок - если культура определяется прежде всего нравственными идеалами, а нравственность это христианская нравственность, то главнейший залог и самая твёрдая надежда в смысле спасения и возрождения европейской культуры - восстановление влияния и значимости христианства (причём в полном объёме догматики, а никак не в форме невнятного "принятия Иисуса" или морального ориентира). Однако это Хёйзинга считает не очень вероятным. В таком случае возрождение культуры должно исходить из принципов умеренности и сознательного ограничения - отказа от излишеств нефигуративности в искусстве, от чрезмерного развития технологий, от вопросов о том, что человек едва ли в силах понять... Однако начальным пунктом должно служить установление гарантий мира в новом союзе правовых государств (однако союз возможен лишь на основе доверия, а доверие может основываться лишь на моральных категориях чести - почему-то более очевидное основание, то есть совместную выгоду, Хёйзинга игнорирует). Кстати, Хёйзинга надеется, что по окончании Второй Мировой русские одумаются, поймут, какой глупостью был социализм и присоединятся к этим правовым государствам. Строить их следует на федеративных началах, причём большие разбить на более мелкие, а небольшие - объединить в федерации, так будут исправлены и перегибы национализма (вообще очевидно, что Хёйзинга холодно относится к понятию нации - и это не просто реакция на текущие события, поскольку понятие государства, с которым также связано немало перегибов, ему, тем не менее, до чрезвычайности дорого). В целом ближе к концу "Затемнённого мира" автор всё более ударяется в идеалистическое прожектёрство на началах прекраснодушия и консерватизма.
Не могу не оговориться, что всё вышесказанное может быть свидетельством не заблуждений Хёйзинги, а моих - поскольку, очевидно, я являюсь целиком и полностью продуктом того самого упадка культуры, который он диагностировал. Поэтому вопрос о том, кто из нас принимает норму за деформацию, вполне можно оставить вашему собственному суждению.
Тем не менее, эти эссе кажутся мне говорящими более всего о Хёйзинге, и лишь в малой степени - об объективных культурных процессах. Книга пожилого, консервативного интеллигента, живущего книгами и ностальгией по рыцарству - вот что, в первую очередь, я прочитал.
кровавой гэбнехристианским ценностям раздражают, будто эти ценности когда-то существовали в чистом виде. А насчет науки и культуры - мне упорно кажется, что из своих правильных наблюдений Х. делает совершенон неправильные выводы, особенно про "жить, чем понимать".Ну опять-таки, верно, что крен в сторону не созерцательности, а жизненной активности в философском, да и мировоззрении на бытовом уровне, существовал и существует (уже после Хёйзинги тот же импульс породил экзистенциализм, как он и предсказывал) - но почему предпочтительней обратное, для меня, мягко говоря, неочевидно.
Потому что проявления жизненной активности Х. пугают, как человека старшего поколения пугают "дикие" нравы поколения младшего. Он тупо не успевает за ними.
Но, во-первых, мне эта аскетика не кажется здоровой, а во-вторых, что более важно, базис под неё надо подвести в любом случае (тем более если упираешь на интеллектуализм).