Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Я осознал, что ранее совершенно неправильно понимал Технократию. Мне, да и, кажется, всем, с кем я общался, она казалась чем-то вроде тоталитарной wannabe-утопии, где многие просто не знают, чем практически оборачиваются возвышенные идеалы, многие столь горячо верят в них, что считают оправданными любые жертвы во имя светлого будущего, и, наконец, некоторые циничные негодяи, использующие красивые цели как прикрытие для собственной жажды власти. Так, представлялось мне, обстоит дело с идеологией в Технократии.
Однако, хотя Технократия некоторое время поддерживала Рейх (и СССР? или Яга и их отрезала?), не они были её колыбелью и не они - её главный оплот. Технократия - продукт и создатель современного западного общества, она по природе своей либерально-капиталистична. И толковать её идейную составляющую нужно соответствующим образом. Технократия - не партия; это корпорация.
Современная корпоративная культура прошла долгий путь от фабрик, где детей кололи иголками, чтоб они работали быстрее, до высоких принципов и гуманных интенций, стоящих за каждой компанией. (То есть прошла на Западе, выведя фабрики с иголками в третий мир). Эта культура говорит о заботе о клиентах, об общем благе, о высокой ответственности, о сплочённой команде ради каждого... И главное - говорит не только в рекламных лозунгах. Большинство из представителей этой культуры действительно верят в это - не фанатично, но относятся серьёзно. Что не мешает им составлять договоры максимально невыгодным для клиента образом, зажимать каждый цент, который не принесёт два, и эксплуатировать этих самых работников по максимуму. Это возможно благодаря очень простому принципу - конкретные действия не ставятся в широкий контекст, короче говоря, никто и не пытается оправдать лозунги и конкретные действия, их просто не соотносят. Одни люди говорят вам о клиент-ориентированном бизнесе и ценностях компании на тренингах и летучках, пишут мотивационные постеры и всё в таком духе, совсем другие люди проводят обучение по специальности, дают задания и инструкции и вообще - объясняют, чем конкретно в компании занимаются. Работнику никогда не приходится задумываться сразу и о том, и о другом, а значит, и анализировать, как соотносится его искренняя вера в работу ради людей и общего блага и, например, отбор взятого по ипотеке жилья у бедняков.
Точно так же и в Технократии, думается. Кто-то из НМП вдохновенно вещает только что просвещённым новичкам о великой миссии по защите человечества, борьбе с чудовищами, работе на острие прогресса; потом они разбегаются по отделам, окрылённые своим высоким долгом, изучают конкретные методологии, получают конкретные задания, и большинству (для меньшинства есть комната 101 и побег в Традиции, ну или роль скрытной внутренней оппозиции) не приходит в голову задуматься - а что общего у блага человечества и вивисекции невинных граждан, провоцирования экономических кризисов или избирательной лоботомии случайных свидетелей. Не применять собственные идеалы к своим действиям на удивление легко.
Однако, хотя Технократия некоторое время поддерживала Рейх (и СССР? или Яга и их отрезала?), не они были её колыбелью и не они - её главный оплот. Технократия - продукт и создатель современного западного общества, она по природе своей либерально-капиталистична. И толковать её идейную составляющую нужно соответствующим образом. Технократия - не партия; это корпорация.
Современная корпоративная культура прошла долгий путь от фабрик, где детей кололи иголками, чтоб они работали быстрее, до высоких принципов и гуманных интенций, стоящих за каждой компанией. (То есть прошла на Западе, выведя фабрики с иголками в третий мир). Эта культура говорит о заботе о клиентах, об общем благе, о высокой ответственности, о сплочённой команде ради каждого... И главное - говорит не только в рекламных лозунгах. Большинство из представителей этой культуры действительно верят в это - не фанатично, но относятся серьёзно. Что не мешает им составлять договоры максимально невыгодным для клиента образом, зажимать каждый цент, который не принесёт два, и эксплуатировать этих самых работников по максимуму. Это возможно благодаря очень простому принципу - конкретные действия не ставятся в широкий контекст, короче говоря, никто и не пытается оправдать лозунги и конкретные действия, их просто не соотносят. Одни люди говорят вам о клиент-ориентированном бизнесе и ценностях компании на тренингах и летучках, пишут мотивационные постеры и всё в таком духе, совсем другие люди проводят обучение по специальности, дают задания и инструкции и вообще - объясняют, чем конкретно в компании занимаются. Работнику никогда не приходится задумываться сразу и о том, и о другом, а значит, и анализировать, как соотносится его искренняя вера в работу ради людей и общего блага и, например, отбор взятого по ипотеке жилья у бедняков.
Точно так же и в Технократии, думается. Кто-то из НМП вдохновенно вещает только что просвещённым новичкам о великой миссии по защите человечества, борьбе с чудовищами, работе на острие прогресса; потом они разбегаются по отделам, окрылённые своим высоким долгом, изучают конкретные методологии, получают конкретные задания, и большинству (для меньшинства есть комната 101 и побег в Традиции, ну или роль скрытной внутренней оппозиции) не приходит в голову задуматься - а что общего у блага человечества и вивисекции невинных граждан, провоцирования экономических кризисов или избирательной лоботомии случайных свидетелей. Не применять собственные идеалы к своим действиям на удивление легко.
Расщепление же сознания наблюдается у нас. У жителей России я имею в виду. Поскольку воспитаны мы в совершенно иной этике и иных традициях. И лежит эта традиция очень глубоко, за одно поколение такое не уходит. И с внедрением корпоративной культуры на наших предприятиях сейчас происходит примерно то же, что во времена Петра I: нам искусственно навязывают некую схему действий, совершенно неорганичную нашему менталитету, но обязательную к исполнению. Думаю, и кончится это тем же. Что-то в конце концов совсем будет отвергнуто, что-то притрется по месту и станет органичной частью нашего менталитета, а что-то останется по видимости, но настолько сильно изменится по сути, что через пару поколений никто и не вспомнит, откуда это изначально взялось.
Ну а мы традиционно отстаем по фазе и тащим в рот всякую гадость. В смысле, внедряем схемы, которые другие как раз уже отвергают.