Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Я тут вспомнил, что когда-то начинал смотреть фильмы по списку на тему "религия и кино", которым со мною любезно поделились бывшие сокурсники. Они уже успешно закончили университет, а я список так и не посмотрел даже наполовину, да и забыл вообще про это... Итак, попробуем наверстать упущенное. Сегодня - "Почему Бодхидхарма ушёл на Восток?" Пэ Ёнгюна.
Пересказать этот фильм-медитацию непросто - частично потому, что там не совсем прямая хронология, и в повествование порой вторгаются вещи, происходившие давно, и, кажется, вовсе не происходившие, частично потому, что внешнего, поддающегося описанию действия в этом фильме почти нет. Это история про небольшую горную обитель, где живёт всего трое монахов - старый отшельник - мастер чань, подобранный им маленький сирота и молодой послушник из соседнего монастыря, посланный когда-то присмотреть за стариком. Мальчик не помнит мира и никогда не знал его, мужчина от него в ужасе сбежал, что до старика, то он остаётся живым (и затем неживым) коаном. Мальчик сбивает камнем птичку, а затем выхаживает её - то ли в порыве раскаяния, то ли изначально ранив, чтоб лечить - выхаживает безуспешно, познаёт смерть и переживает странное мистическое путешествие, которое я не буду даже пытаться рационализировать... Молодой монах задаётся вопросом, нравственно ли он поступил, оставив ради достижения просветления мир - включая и свою слепую мать; осознав, что не столько ушёл и отрёкся от мира, сколько трусливо сбежал от него, мужчина не менее радикально решает покинуть обитель и исполнять свой долг среди людей. А старый мастер просто умирает.
Название выражает самую суть - в фильме все уходят - в мир, от мира, от себя, в смерть... Собственно, буддизм - по крайней мере, в трактовке Пэ Ёнгюна, и она довольно убедительна - и есть религия ухода, а "Почему Бодхидхарма ушёл на Восток?" - попытка ответить, хорошо ли это. И нащупать - уход от чего или куда. На определённом уровне мне в нём видится полемика с Тхеравадой (которую представляет эгоистично жаждущий личного просветления молодой монах) - с позиций чань, предельного выражения махаянских тенденций, в духе которого говорит о тождестве сансары и нирваны и всех живых существ старый отшельник.
Тем не менее, всё, что я говорю, лишь очень слабо может отразить действительное содержание фильма, абсолютно не приспособленное для вербализации. Это-то и делает его воистину буддийским.
Снят "Почему Бодхидхарма ушёл на Восток?" настолько потрясающе, что это просто не укладывается в голове - фильм любителя-самоучки, снятый на голом энтузиазме, просто не может быть таким кинематографически совершенным! Долгие, детальные бытовые сцены длятся, пока зритель не растворяется в них. Они одновременно конкретно-достоверны и символичны, и тут-то и стирается уже упомянутая мною грань между реальным, аллегорическим, галлюционаторным - опять-таки, весьма буддийским образом. Построение кадра, ритм сцен, актёрская игра - всё выверено и точно до дрожи.
Для знакомства с буддизмом, пожалуй, это и правда отличный материал. Не говоря о прочих достоинствах...
Пересказать этот фильм-медитацию непросто - частично потому, что там не совсем прямая хронология, и в повествование порой вторгаются вещи, происходившие давно, и, кажется, вовсе не происходившие, частично потому, что внешнего, поддающегося описанию действия в этом фильме почти нет. Это история про небольшую горную обитель, где живёт всего трое монахов - старый отшельник - мастер чань, подобранный им маленький сирота и молодой послушник из соседнего монастыря, посланный когда-то присмотреть за стариком. Мальчик не помнит мира и никогда не знал его, мужчина от него в ужасе сбежал, что до старика, то он остаётся живым (и затем неживым) коаном. Мальчик сбивает камнем птичку, а затем выхаживает её - то ли в порыве раскаяния, то ли изначально ранив, чтоб лечить - выхаживает безуспешно, познаёт смерть и переживает странное мистическое путешествие, которое я не буду даже пытаться рационализировать... Молодой монах задаётся вопросом, нравственно ли он поступил, оставив ради достижения просветления мир - включая и свою слепую мать; осознав, что не столько ушёл и отрёкся от мира, сколько трусливо сбежал от него, мужчина не менее радикально решает покинуть обитель и исполнять свой долг среди людей. А старый мастер просто умирает.
Название выражает самую суть - в фильме все уходят - в мир, от мира, от себя, в смерть... Собственно, буддизм - по крайней мере, в трактовке Пэ Ёнгюна, и она довольно убедительна - и есть религия ухода, а "Почему Бодхидхарма ушёл на Восток?" - попытка ответить, хорошо ли это. И нащупать - уход от чего или куда. На определённом уровне мне в нём видится полемика с Тхеравадой (которую представляет эгоистично жаждущий личного просветления молодой монах) - с позиций чань, предельного выражения махаянских тенденций, в духе которого говорит о тождестве сансары и нирваны и всех живых существ старый отшельник.
Тем не менее, всё, что я говорю, лишь очень слабо может отразить действительное содержание фильма, абсолютно не приспособленное для вербализации. Это-то и делает его воистину буддийским.
Снят "Почему Бодхидхарма ушёл на Восток?" настолько потрясающе, что это просто не укладывается в голове - фильм любителя-самоучки, снятый на голом энтузиазме, просто не может быть таким кинематографически совершенным! Долгие, детальные бытовые сцены длятся, пока зритель не растворяется в них. Они одновременно конкретно-достоверны и символичны, и тут-то и стирается уже упомянутая мною грань между реальным, аллегорическим, галлюционаторным - опять-таки, весьма буддийским образом. Построение кадра, ритм сцен, актёрская игра - всё выверено и точно до дрожи.
Для знакомства с буддизмом, пожалуй, это и правда отличный материал. Не говоря о прочих достоинствах...