Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Я отношусь к авангарду со сдержанным интересом, и к Марку Шагалу в том числе. Поэтому выставка "Марк Шагал. Истоки творческого языка художника" меня порадовала, а не разочаровала.
У выставки имеется концепция, и в этом отношении она устроена уж точно на отлично. А концепция состоит в том, чтоб показать Шагала в контексте, продемонстрировать источники его вдохновения, идей, образов. То есть, прежде всего, низовую еврейскую культуру начала XX века. Или, точнее, культуру еврейского местечка, которая не была создана только лишь евреями, конечно, - есть тут и вполне русские лубочные картинки, например. Подобраны образцы отлично - не просто фоном, нет, каждый такой экспонат соотносится с какой-то конкретной работой Шагала, с безусловной очевидностью доказывая, что преемственность тут есть. Весёлые звери неопределённой видовой принадлежности - в зависимости от контекста они могут быть лошадьми, собаками или же лисами, - столь свойственные Шагалу, явно родичи оленям с еврейских статуэток и ковров, специфические, очень узнаваемые позы легко соотнести с жестами с лубков, как русских, так и специально еврейских... Влияние же тематическое не требует доказательств вовсе: на выставке не только множество картин, изображающих Витебск, но и целая серия ранних работ - разнообразных портретов членов семьи.
Тут, пожалуй, время перейти к собственно работам Шагала. Весь ранний период, то есть произведения десятых годов, да и начала двадцатых, мне не понравился совершенно, за исключением буквально одной или двух работ, в которых чувствуются интуиции будущего стиля Шагала. Он не слишком-то умеет работать с цветами - с цветом, да, но чем больше цветов использует Шагал (если это не несколько очень контрастных, без полутонов), тем меньше в них гармонии и выразительности, тем грязнее смотрится картина, ибо вместо полутонов выходит смесь, как на старой палитре. Кроме того, в этот период Шагал ещё не нашёл свой стиль, а его кубистические эксперименты беспомощны, экспрессионистские деформации кажутся вымученными, а неестественность сразу убивает такую художественную манеру.
Затем, с конца двадцатых и далее, мы видим то, что и ассоциируем с Шагалом - картина в одном или двух контрастных ярких цветах (а вот их оттенки Шагал использует мастерски!), округлые линии, вместо нарочито плохо нарисованных естественных поз - тщательно выписанные ненатуральные, несомненная тяга к экспрессии детского рисунка. Замечательные циркачи, агрессивно-малиновый колорит которых выступает контрапунктом к весёлым и беззаботным лицам. Сервиз "Свадьба" - позитивный до невероятия в своей простоте. Совершенно покорили меня иллюстрации к "Мёртвым душам" - тут нашлось место и любви к чудовищно провинциальным городкам, и гротеску, и особому добродушию взгляда ("Двор Коробочки" просто великолепен!). Серия иллюстраций к басням Лафонтена, более поздняя, созданная в 50-х, оставила смешанное впечатление - работы, бесспорно, сильные, но их атмосфера не так привлекает. Эксперименты зрелого художника, уже нашедшего свой стиль, впечатляют технически и концептуально, но выглядят в то же время шагом назад в смысле потери того самого стиля - или, может быть, я слишком зашорен.
Выставка, короче говоря, интересная. Даже если не очень любить Шагала - собственно, это хороший способ проверить, действительно ли вы его не любите и за что.
У выставки имеется концепция, и в этом отношении она устроена уж точно на отлично. А концепция состоит в том, чтоб показать Шагала в контексте, продемонстрировать источники его вдохновения, идей, образов. То есть, прежде всего, низовую еврейскую культуру начала XX века. Или, точнее, культуру еврейского местечка, которая не была создана только лишь евреями, конечно, - есть тут и вполне русские лубочные картинки, например. Подобраны образцы отлично - не просто фоном, нет, каждый такой экспонат соотносится с какой-то конкретной работой Шагала, с безусловной очевидностью доказывая, что преемственность тут есть. Весёлые звери неопределённой видовой принадлежности - в зависимости от контекста они могут быть лошадьми, собаками или же лисами, - столь свойственные Шагалу, явно родичи оленям с еврейских статуэток и ковров, специфические, очень узнаваемые позы легко соотнести с жестами с лубков, как русских, так и специально еврейских... Влияние же тематическое не требует доказательств вовсе: на выставке не только множество картин, изображающих Витебск, но и целая серия ранних работ - разнообразных портретов членов семьи.
Тут, пожалуй, время перейти к собственно работам Шагала. Весь ранний период, то есть произведения десятых годов, да и начала двадцатых, мне не понравился совершенно, за исключением буквально одной или двух работ, в которых чувствуются интуиции будущего стиля Шагала. Он не слишком-то умеет работать с цветами - с цветом, да, но чем больше цветов использует Шагал (если это не несколько очень контрастных, без полутонов), тем меньше в них гармонии и выразительности, тем грязнее смотрится картина, ибо вместо полутонов выходит смесь, как на старой палитре. Кроме того, в этот период Шагал ещё не нашёл свой стиль, а его кубистические эксперименты беспомощны, экспрессионистские деформации кажутся вымученными, а неестественность сразу убивает такую художественную манеру.
Затем, с конца двадцатых и далее, мы видим то, что и ассоциируем с Шагалом - картина в одном или двух контрастных ярких цветах (а вот их оттенки Шагал использует мастерски!), округлые линии, вместо нарочито плохо нарисованных естественных поз - тщательно выписанные ненатуральные, несомненная тяга к экспрессии детского рисунка. Замечательные циркачи, агрессивно-малиновый колорит которых выступает контрапунктом к весёлым и беззаботным лицам. Сервиз "Свадьба" - позитивный до невероятия в своей простоте. Совершенно покорили меня иллюстрации к "Мёртвым душам" - тут нашлось место и любви к чудовищно провинциальным городкам, и гротеску, и особому добродушию взгляда ("Двор Коробочки" просто великолепен!). Серия иллюстраций к басням Лафонтена, более поздняя, созданная в 50-х, оставила смешанное впечатление - работы, бесспорно, сильные, но их атмосфера не так привлекает. Эксперименты зрелого художника, уже нашедшего свой стиль, впечатляют технически и концептуально, но выглядят в то же время шагом назад в смысле потери того самого стиля - или, может быть, я слишком зашорен.
Выставка, короче говоря, интересная. Даже если не очень любить Шагала - собственно, это хороший способ проверить, действительно ли вы его не любите и за что.