Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Куотермасс 2", продолжение киносериала о суровом профессоре. Теперь я понимаю, почему в список Стивена Кинга вошла сразу вторая часть, а не первая (хотя в тексте книги он её и обсуждал) - это весьма неплохое кино.
Куотермасс работает над проектом базы на Луне, но правительство всё урезает финансирование. По пути с очередного неприятного разговора о затратах он сталкивается с человеком, получившим странную травму, вроде ожога, подобрав какой-то упавший с неба объект. Заинтересованный Куотермасс приказывает лаборантам этот объект изучить - и это оказывается явно рукотворный, управляемый аппарат с хорошей аэродинамикой и полый внутри. Кроме того, распространение таких небольших объектов их рада засёк неподалёку. Куотермасс и его коллега направляются туда и за ограждениями с угрожающими надписями видят... лунную базу, точь-в-точь как в их проекте! Но прежде, чем они успевают рассмотреть её получше, появляются охранники в противогазах, утаскивают друга Куотермасса (который подобрал очередной объект-ракету и получил в лицо сгусток какого-то газа), а его самого избивают и прогоняют прочь. Попытавшись выяснить, что это за место и какова дальнейшая судьба его друга, Куотермасс обнаружил, что решительно никто не хочет распространяться об этом "заводе по производству синтетической пищи", даже высокие чины в правительстве...
Это едва ли первое, но, несомненно, одно из ранних произведений о "разуме улья", а также и ранний образец параноидальных ужасов в кино. Странным образом некоторая наивная прямолинейность, свойственная таким вот старым фильмам, тут скорее улучшает впечатление; да, для нас очевидно, что экскурсия по заводу, на которой ничего не показывают, ни о чём не разрешают спрашивать и всё время очень широко улыбаются - ловушка, но эффект от зловещего ответа экскурсовода на вопрос одной из посетительниц, покажут ли им купола, "Да, мы вас туда и ведём" в итоге только сильней. Вообще Гест очень умело нагнетает саспенс - даже когда мы уже поняли, что пришельцы-симбионты проникли повсюду, то есть, казалось бы, худшее озвучено, он находит способы вновь и вновь поддерживать зрителя во взвинченном состоянии. Хороша операторская работа - мне нравятся зловещие виды пустого завода, по которому - в точно выбранной части кадра! - бежит одинокая человеческая фигурка. Благодаря оператору же, думается, и выглядят так пугающе эффектно пришельцы - поймите меня правильно, это пятидесятые, и пришельцев, как обычно, изображают резиновые балахоны, но эти жуткие шогготы, массы аморфной бурлящей плоти, поданы очень эффектно.
Интересно, что тут Куотермасс играет однозначно положительную роль напористого, но тем и спасающего положение решительного защитника человечества; этических дилемм вокруг него на сей раз не строится.
Короче говоря, "Куотермасс 2" мне очень понравился. Думаю, этот фильм могут с удовольствием посмотреть даже не сугубые любители старых ужасов и фантастики.

@темы: важнейшим из искусств..., ужас замка Морисвилль