Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
В рамках дальнейшего ознакомления с кино о религии, посмотрел "Молот ведьм" Откара Вавры. Странноватый фильм под грифом "христианство", ну да ладно.
Фильм полудокументальный - основанный на материалах реальных инквизиционных процессов; по крайней мере так утверждается в титрах, и этому веришь. Инквизиционное расследование показано достоверно, не без некоторой мелодраматичности и обличительного пафоса, но лишь в самых умеренных дозах. Фильм начинается с того, что какую-то старуху ловят в церкви, когда она сплевывает облатку себе в подол. Это преступление расследуют в присутствии графини. Старуха признаётся, что она сделала это по просьбе повитухи, хотевшей положить облатку в рот корове, которая никак не может разродиться. Образованный диакон предлагает наложить на глупую суеверную бабу епитимью и отпустить, но молодой священник, поражённый таким богохульным поступком, призывает вызвать инквизитора для расследования - ведь, возможно, у этой повитухи целый ведьмовской кабал!.. Напуганная такой перспективой графиня вызывает знаменитого Боблига из Эдельштадта, известный тем, что его подследственные все признавали себя виновными. Как водится в таких случаях, процесс разрастается, от трёх ведьм доходят до сорока, и всё больше показаний слышно против диакона, который не только по необходимости мягко, но явно выражает сомнения в полученных под пытками признаниях и справедливости вынесенных приговоров, но и - весьма подозрительно! - имеет много книг, играет на скрипке и держит симпатичную служанку...
За исключением нескольких допущенных, очевидно, ради драматизма неточностей (дьякон добивается очной ставки со свидетелями против него, что тот же "Молот ведьм" настоятельно не рекомендует, а ведьмы, хотя и признавшиеся и покаявшиеся, горят живьём и не получают милосердной смерти у столба) фильм подчёркнуто исторически аккуратен, да и эти моменты могут быть скорее вариациями в судебной практике. Вавра не ищет надрыва и плакатности, и потому картина выходит живой и очень достоверной - не только в смысле историзма, но и человеческого поведения в принципе. Приятно, что фильм об инквизиции обошёлся без вращающих глазами фанатиков. По Вавре, сторонники (или попустители) инквизиции делились примерно на три категории: благонамеренные верующие, вроде священника, с которого всё началось, искренне делившего мир на белое и чёрное по довольно наивной модели, инертная масса, которая верит в колдовство или во что угодно другое потому, что ни о чём не задумывается, а выяснять что-то и лезть на рожон - это не для неё, и люди, подобные самому Боблигу, который не то чтоб явно не верит в Бога, дьявола и колдовство, а просто плевать на них хотел, пока расследования приносят ему всеобщий страх, статус и доход.
Правда, есть и ещё один момент... Отдельные сцены в фильме разбиваются крупными планами какого-то безумного монаха, зачитывающего самые мизогинические пассажи сочинения Шпренгера и Инститориса, а начинается "Молот ведьм" с красивой полуэротической сцены в женской бане. Всё это наводило на мысль, что Вавра собирается предложить инквизиции психоаналитическое толкование, страх перед женщинами, подавленные желания, садизм и все прочее... однако он этого не делает. Помимо этих моментов акцент делается на выгодах, получаемых инквизитором, и даже при поиске "дьявольской метки" на теле особенно привлекательной подозреваемой мы видим не больше похоти, чем естественно в таком случае, и это явно не главное в сцене. Сложно сказать, зачем в принципе была введена эта тема.
Актёрская игра мне очень понравилась, причём решительно весь состав. Поскольку в фильме акцент сделан на происходящем в городке в целом, а не на какой-то отдельной драматической истории, так что нет персонажей, резко выделяющихся на общем фоне, особенно удачные актёрские работы даже сложно отметить - пожалуй, я назвал бы Владимира Шмерала в роли инквизитора Боблига. Фильм снят просто, минималистски, основное средство выразительности - крупные планы, кажется, единственный подчёркнуто эффектный кадр - столбы на пустоши, ожидающие ведьм, число которых растёт по мере развития сюжета. Тем не менее "Молот ведьм" производит сильное впечатление - большей частью за счёт прекрасно построенного сценария, но так же и благодаря продуманному монтажу и операторской работе.
"Молот ведьм" - несомненно, обязательный к просмотру фильм для всех, кто хоть немного интересуется историей инквизиции, а кроме того - весьма достойное историческое кино в принципе.

@темы: инквизиция, расчленёнка, важнейшим из искусств..., режиссер — бог, но актеры, увы, атеисты