Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал ( D-r Zlo, спасибо за книжку!) "Вечного Тука" Натали Бэббит. Давненько я не читал мрачновато-философских сказок для детей.
Жила-была девочка Винни в доме своих богатых родителей на опушке принадлежащего им леса. Однажды она вышла прогуляться в этот лес, чего никогда прежде не делала, и увидела прекрасного юношу, который пил из родника. Винни в юношу немедленно влюбилась, а вот юноша оказался изрядно обеспокоен её появлением. Тут прибегает его брат и мама, и вместе они хватают Винни, сажают на лошадь и, не успевает она опомниться, похищают. Привезя её домой, к отцу, Туки (а именно так их зовут) наперебой извиняются перед девочкой и объясняют ей, в чём дело: этот самый родник дарует бессмертие каждому, кто изопьёт из него хоть один глоток. Более восьмидесяти лет назад сами Туки по неведению пили там - и с тех пор не постарели ни на день. И потому очень-очень важно, чтоб Винни никому не говорила об этом источнике. Люди, разумеется, ринутся к роднику бессмертия - но бессмертие, как узнали Туки на своём опыте, это совсем не хорошо...
Тут надо сразу признать, что эмоционально мне посыл книги не близок, и, весьма возможно, именно поэтому всё упомянутое ниже так бросилось мне в глаза. Но объективно оценивать произведение искусства - вообще не та невозможная задача, которой я готов заниматься.
Идея "Вечного Тука", как легко догадаться, в том, что смерть - естественная часть жизни, и её следует благодарно принять, а не стремиться избегать - в своё, конечно, время. Идея, на мой личный вкус, спорная, но достойная. Однако на чём Натали Бэббит основывает её?.. Кажется, что, восприняв это воззрение на принципиальном уровне, душой, а не рацио (как и положено с такими вопросами), она не сумела выбрать какой-то один метод апологии своей идеи. В "Вечном Туке" с одинаковым постоянством повторяется две темы: перемены как необходимая составляющая жизни и жизнь как колесо. Однако колесо с неподвижной осью - как раз нечто совершенно противоположное переменам, развитию, в котором смерть является одной из неизбежных составляющих. Туки страдают от своего бессмертия (или, скорее, именно от невозможности измениться)... кроме младшего, застывшего в поре восторженно-эгоистического жизнелюбия. Автор, кажется, даже подчёркивает это, но в итоге выходит, что худо быть бессмертным и немолодым, а вечное семнадцатилетие выглядит вполне привлекательно. И даже аргументом о том, что если б люди не умирали, то на земле им стало бы тесновато, идёт в ход...
Короче говоря, Натали Бэббит слишком старается, по-моему, и в итоге немного размывает свою же идею. А я остаюсь при своём мнении - ужасна неизменность и стагнация, но она скорее напоминает смерть, чем показывает её благость.
Слог у Бэббит очень хорош - он поэтичный, но при этом простой, множество изящных сравнений и точных образов не превращается в загромождающие текст виньетки. Так и надо писать для детей. Да и вообще желательно писать хорошие книги именно так. Кроме того, Натали Бэббит обладает редким даром достоверно воспроизводить внутренний монолог - не как литературный приём, чтоб герой проговаривал для читателя всё внятно и последовательно, а так, как человек и думает в жизни.
Должен отметить также, что книга потрясающе оформлена. Иллюстрации Полины Бахтиной великолепны и сами по себе, а уж то, как она строит пространство книги, не только иллюстрирует в обычном понимании - изображает описанные сцены, но и создаёт своего рода визуальный комментарий, продолжает на рисунках те самые авторские метафоры... Очень редко встретишь оформление, про котрое можно сказать "читайте книгу, изданную именно так, и никак иначе", но это - тот самый случай.
Вообще "Вечный Тук" - замечательная книга, глубокая, красивая, трогательная и немного страшная. Я очень рад был прочитать её.
Жила-была девочка Винни в доме своих богатых родителей на опушке принадлежащего им леса. Однажды она вышла прогуляться в этот лес, чего никогда прежде не делала, и увидела прекрасного юношу, который пил из родника. Винни в юношу немедленно влюбилась, а вот юноша оказался изрядно обеспокоен её появлением. Тут прибегает его брат и мама, и вместе они хватают Винни, сажают на лошадь и, не успевает она опомниться, похищают. Привезя её домой, к отцу, Туки (а именно так их зовут) наперебой извиняются перед девочкой и объясняют ей, в чём дело: этот самый родник дарует бессмертие каждому, кто изопьёт из него хоть один глоток. Более восьмидесяти лет назад сами Туки по неведению пили там - и с тех пор не постарели ни на день. И потому очень-очень важно, чтоб Винни никому не говорила об этом источнике. Люди, разумеется, ринутся к роднику бессмертия - но бессмертие, как узнали Туки на своём опыте, это совсем не хорошо...
Тут надо сразу признать, что эмоционально мне посыл книги не близок, и, весьма возможно, именно поэтому всё упомянутое ниже так бросилось мне в глаза. Но объективно оценивать произведение искусства - вообще не та невозможная задача, которой я готов заниматься.
Идея "Вечного Тука", как легко догадаться, в том, что смерть - естественная часть жизни, и её следует благодарно принять, а не стремиться избегать - в своё, конечно, время. Идея, на мой личный вкус, спорная, но достойная. Однако на чём Натали Бэббит основывает её?.. Кажется, что, восприняв это воззрение на принципиальном уровне, душой, а не рацио (как и положено с такими вопросами), она не сумела выбрать какой-то один метод апологии своей идеи. В "Вечном Туке" с одинаковым постоянством повторяется две темы: перемены как необходимая составляющая жизни и жизнь как колесо. Однако колесо с неподвижной осью - как раз нечто совершенно противоположное переменам, развитию, в котором смерть является одной из неизбежных составляющих. Туки страдают от своего бессмертия (или, скорее, именно от невозможности измениться)... кроме младшего, застывшего в поре восторженно-эгоистического жизнелюбия. Автор, кажется, даже подчёркивает это, но в итоге выходит, что худо быть бессмертным и немолодым, а вечное семнадцатилетие выглядит вполне привлекательно. И даже аргументом о том, что если б люди не умирали, то на земле им стало бы тесновато, идёт в ход...
Короче говоря, Натали Бэббит слишком старается, по-моему, и в итоге немного размывает свою же идею. А я остаюсь при своём мнении - ужасна неизменность и стагнация, но она скорее напоминает смерть, чем показывает её благость.
Слог у Бэббит очень хорош - он поэтичный, но при этом простой, множество изящных сравнений и точных образов не превращается в загромождающие текст виньетки. Так и надо писать для детей. Да и вообще желательно писать хорошие книги именно так. Кроме того, Натали Бэббит обладает редким даром достоверно воспроизводить внутренний монолог - не как литературный приём, чтоб герой проговаривал для читателя всё внятно и последовательно, а так, как человек и думает в жизни.
Должен отметить также, что книга потрясающе оформлена. Иллюстрации Полины Бахтиной великолепны и сами по себе, а уж то, как она строит пространство книги, не только иллюстрирует в обычном понимании - изображает описанные сцены, но и создаёт своего рода визуальный комментарий, продолжает на рисунках те самые авторские метафоры... Очень редко встретишь оформление, про котрое можно сказать "читайте книгу, изданную именно так, и никак иначе", но это - тот самый случай.
Вообще "Вечный Тук" - замечательная книга, глубокая, красивая, трогательная и немного страшная. Я очень рад был прочитать её.
*шепотом* Винни~