Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал сборник Филипа Дика под заглавием "Лабиринт смерти". Прекрасно.
Я всегда высоко ценил Дика и считаю его очень талантливым (в лучших его вещах) писателем, но при этом не совсем "моим", "Убик" или "Человек в высоком замке" всегда оставались для меня чем-то прекрасно написанным, что я могу оценить интеллектуально, но любимыми не назвал бы. И вот, наконец, роман "Друг моего врага" не только восхитил меня, но и... В общем, чудесный роман.
XXII век. Примерно полтора века назад эволюция человечества наконец-то сделала новый виток и появились Новые Люди - существа, физиологические отличия мозга которых обеспечивают интеллект на несколько порядков более высокий, чем человеческий, и аномалы - телепаты, пророки и обладатели других парапсихологических способностей. Естественно, эти две группы обладают фактической монополией на власть: экзамены для поступления на госслужбу (а система тут сродни древнекитайской) рассчитаны на интеллект, превосходящий возможности даже гениальных Старых Людей, да и наука и технологии, включая экономику, социологию и прочее, шагнули так далеко вперёд с исследованиями Новых Людей, что больше никто и не может ими пользоваться. В обществе растёт недовольство такой ситуацией, и его локомотивы - Эрик Кордон, сидящий в тюрьме, но умудряющийся передавать на волю агитационные тексты, которые расходятся милионными тиражами, и Торс Провони, улетевший десять лет назад из Солнечной системы в поисках "помощи".
Надо сказать, что я не могу согласиться с этим политическим протестом. Разве не естественно и не разумно, чтоб правили лучшие и наиболее к тому способные? Разве кто-нибудь считает, например, нечестным, что экзамен на бюджетное отделение МГУ едва ли может пройти дурак? Расизм плох потому, что цвет кожи в действительности не влияет на ум, одарённость или трудолюбие, а не потому, что власть не должна принадлежать самым способным, разве нет? И власть Новых Людей, в конечном счёте, была на пользу всему человечеству, судя по достигнутому техническому прогрессу, который силами Старых Людей был бы невозможен... Правда, Дик умён и вводит тему, делающую эту систему правления действительно сомнительной - если Старые Люди не могут понять теорий и системы мышления Новых, они не могут и оценить их правоту...
Однако это всё не слишком важно, поскольку книга - при большом внимании к политике, описывая редкостно интересный вариант революции, наполненная множеством ярких персонажей из правительства и подполья, - не об этом. Лучше дать слово самому Дику:
«– Подумайте только, как сильно она любила вас. Представьте, что кто нибудь вас так сильно любит. Мне хочется, чтобы кто нибудь так сильно любил меня.
– Так это важно? – спросил Ник. – Значит, все дело в этом, а не во вторжениях инопланетян, разрушении десяти миллионов превосходнейших мозгов, переходе политической власти – всей власти – от какой то элитной группы…
– Этого я не понимаю, – сказал Эймос Айлд. – Я знаю только, как это прекрасно, когда кто то вас так сильно любит. А если кто то вас так сильно любил, то вы несомненно достойны любви, а значит – очень скоро и другие полюбят вас так же, и вы точно так же будете их любить.»
В первую очередь это история конкретных людей, не то чтоб незатронутых всем вышеупомянутым (нельзя быть свободным от общества, не так ли?), но... В романе несколько раз говорится о том, что подавляющее большинство людей хочет спокойной жизни для себя, хочет не бояться завтрашнего дня и быть с теми, кого любят - и участвует в переворотах только тогда, когда иначе не могут всё это получить. Ник - нарезчик протекторов средних лет, почти случайно, под влияние минуты и чрезмерного стресса, соглашается пойти на собрание подпольщиков и встречает там Чарли - яростную, красивую девушку (и в то же время эмоционально искалеченного, испуганного ребёнка). Не так давно Борис Иванов написал вещь, которая мне очень понравилась, - что есть такой род романтических сюжетов, который не подразумевает и не требует долговременных отношений, отношений вроде взрыва, меняющих жизнь мгновенно и разом; это именно тот случай. Чарли оставила у меня очень неоднозначное впечатление: давно литературный персонаж не вызывал у меня такого острого раздражения и неприязни... но так же давно я и не переживал столь сильно за литературного персонажа.
Нет, не выходит рассказать про "Друга моего врага" - во-первых, книга слишком многогранная, чтоб всё вместить, всё обсудить, разобрать каждую линию (мы не поговорили про богословие, образы третьестепенных персонажей, необычайных инопланетян), а во-вторых - слишком она мне нравится. Безусловно, любимейшее произведение Филипа Дика у меня отныне.
Собственно "Лабиринт смерти" произвёл не столь сильное впечатление. Вот это как раз та книга, которой я от Дика ожидал. Может, даже идеальный образец его творчества - стиля, тем, подхода к сюжету.
Тринадцать человек прибывают на планету Дельмак-Ноль, вызванные работать, но не зная, какого рода работу должны будут выполнять. Узнать это им и не удаётся. Кто бы ни собрал их здесь вместе, он не объяснил своих целей, а возможности улететь или связаться с другими мирами у них нет. И очень скоро на планете начинаются загадочные убийства... Короче говоря, сюжет - в чистом виде Агата Кристи в фантастическом антураже.
Важной составляющей книги является теология. Существование Бога (в трёх ипостасях) было научно доказано, и ничего сверхъестественного и трансцендентного в Нём нет. Он лучше слышит молитвы, переданные по радио, находится в центре Вселенной, а по мере движения к краям его могущество и всеведение слабеют. Поставленная на научную основу религия постоянно фигурирует на страницах романа, среди его героев есть мистики, истово верующие и даже, вопреки доказанности, агностики.
Как и положено в романе Филипа Дика, тут несколько внезапных поворотов, полностью меняющих представление о прочитанном, а в итоге он оказывается буддийской (ну, вернее, конечно, квази-буддийской) притчей.
Несмотря на то, что сюжет развивается довольно быстро, убийства происходят каждые две-три главы, не говоря про другие более или менее загадочные события, кажется, что действия в романе мало. Это оттого, что автор сосредоточен на внутреннем мире героев. Хотя книга написана от третьего лица, в каждый конкретный момент мы смотрим на происходящее глазами какого-то конкретного персонажа. И его размышлениям о, скажем, переносе тяжёлых коробок, уделено больше внимания и времени, чем его смерти, которую герой не успевает ни обдумать, ни осознать. Все персонажи так или иначе ущербны, они невротики, если не хуже, а кроме того, неудачники по жизни. Это - постоянная тема книги и одна из главных в ней. Герои говорят об этом сами, а ещё больше - размышляют. При этом их отклонения, жалость к себе, раздуто эго и прочее мешают им скооперироваться, мешают хотя бы услышать друг друга (это почти шокирующе ощущаешь, когда автор "переключается" с одной точки зрения на другую - и оказывается, что один колонист почти не замечал, что рядом с ним находился или даже исповедовался другой).
Книга очень рефлексивная и, как бы это сказать, душная; неприятно затягивающая в узкий, искажённый внутренний мир персонажей. Дик в этом смысле отлично справился со своей задачей, поскольку почти (или даже не "почти") религиозная идея "Лабиринта смерти" базируется на этом ощущении. Однако приятности чтению это не прибавляет.
И главное - это просто не моё. Вот это - типичный Дик, и это я могу оценить умом, могу понять, но "Лабиринт смерти" не трогает меня. Уж точно не трогает как "Друг моего врага".
Я всегда высоко ценил Дика и считаю его очень талантливым (в лучших его вещах) писателем, но при этом не совсем "моим", "Убик" или "Человек в высоком замке" всегда оставались для меня чем-то прекрасно написанным, что я могу оценить интеллектуально, но любимыми не назвал бы. И вот, наконец, роман "Друг моего врага" не только восхитил меня, но и... В общем, чудесный роман.
XXII век. Примерно полтора века назад эволюция человечества наконец-то сделала новый виток и появились Новые Люди - существа, физиологические отличия мозга которых обеспечивают интеллект на несколько порядков более высокий, чем человеческий, и аномалы - телепаты, пророки и обладатели других парапсихологических способностей. Естественно, эти две группы обладают фактической монополией на власть: экзамены для поступления на госслужбу (а система тут сродни древнекитайской) рассчитаны на интеллект, превосходящий возможности даже гениальных Старых Людей, да и наука и технологии, включая экономику, социологию и прочее, шагнули так далеко вперёд с исследованиями Новых Людей, что больше никто и не может ими пользоваться. В обществе растёт недовольство такой ситуацией, и его локомотивы - Эрик Кордон, сидящий в тюрьме, но умудряющийся передавать на волю агитационные тексты, которые расходятся милионными тиражами, и Торс Провони, улетевший десять лет назад из Солнечной системы в поисках "помощи".
Надо сказать, что я не могу согласиться с этим политическим протестом. Разве не естественно и не разумно, чтоб правили лучшие и наиболее к тому способные? Разве кто-нибудь считает, например, нечестным, что экзамен на бюджетное отделение МГУ едва ли может пройти дурак? Расизм плох потому, что цвет кожи в действительности не влияет на ум, одарённость или трудолюбие, а не потому, что власть не должна принадлежать самым способным, разве нет? И власть Новых Людей, в конечном счёте, была на пользу всему человечеству, судя по достигнутому техническому прогрессу, который силами Старых Людей был бы невозможен... Правда, Дик умён и вводит тему, делающую эту систему правления действительно сомнительной - если Старые Люди не могут понять теорий и системы мышления Новых, они не могут и оценить их правоту...
Однако это всё не слишком важно, поскольку книга - при большом внимании к политике, описывая редкостно интересный вариант революции, наполненная множеством ярких персонажей из правительства и подполья, - не об этом. Лучше дать слово самому Дику:
«– Подумайте только, как сильно она любила вас. Представьте, что кто нибудь вас так сильно любит. Мне хочется, чтобы кто нибудь так сильно любил меня.
– Так это важно? – спросил Ник. – Значит, все дело в этом, а не во вторжениях инопланетян, разрушении десяти миллионов превосходнейших мозгов, переходе политической власти – всей власти – от какой то элитной группы…
– Этого я не понимаю, – сказал Эймос Айлд. – Я знаю только, как это прекрасно, когда кто то вас так сильно любит. А если кто то вас так сильно любил, то вы несомненно достойны любви, а значит – очень скоро и другие полюбят вас так же, и вы точно так же будете их любить.»
В первую очередь это история конкретных людей, не то чтоб незатронутых всем вышеупомянутым (нельзя быть свободным от общества, не так ли?), но... В романе несколько раз говорится о том, что подавляющее большинство людей хочет спокойной жизни для себя, хочет не бояться завтрашнего дня и быть с теми, кого любят - и участвует в переворотах только тогда, когда иначе не могут всё это получить. Ник - нарезчик протекторов средних лет, почти случайно, под влияние минуты и чрезмерного стресса, соглашается пойти на собрание подпольщиков и встречает там Чарли - яростную, красивую девушку (и в то же время эмоционально искалеченного, испуганного ребёнка). Не так давно Борис Иванов написал вещь, которая мне очень понравилась, - что есть такой род романтических сюжетов, который не подразумевает и не требует долговременных отношений, отношений вроде взрыва, меняющих жизнь мгновенно и разом; это именно тот случай. Чарли оставила у меня очень неоднозначное впечатление: давно литературный персонаж не вызывал у меня такого острого раздражения и неприязни... но так же давно я и не переживал столь сильно за литературного персонажа.
Нет, не выходит рассказать про "Друга моего врага" - во-первых, книга слишком многогранная, чтоб всё вместить, всё обсудить, разобрать каждую линию (мы не поговорили про богословие, образы третьестепенных персонажей, необычайных инопланетян), а во-вторых - слишком она мне нравится. Безусловно, любимейшее произведение Филипа Дика у меня отныне.
Собственно "Лабиринт смерти" произвёл не столь сильное впечатление. Вот это как раз та книга, которой я от Дика ожидал. Может, даже идеальный образец его творчества - стиля, тем, подхода к сюжету.
Тринадцать человек прибывают на планету Дельмак-Ноль, вызванные работать, но не зная, какого рода работу должны будут выполнять. Узнать это им и не удаётся. Кто бы ни собрал их здесь вместе, он не объяснил своих целей, а возможности улететь или связаться с другими мирами у них нет. И очень скоро на планете начинаются загадочные убийства... Короче говоря, сюжет - в чистом виде Агата Кристи в фантастическом антураже.
Важной составляющей книги является теология. Существование Бога (в трёх ипостасях) было научно доказано, и ничего сверхъестественного и трансцендентного в Нём нет. Он лучше слышит молитвы, переданные по радио, находится в центре Вселенной, а по мере движения к краям его могущество и всеведение слабеют. Поставленная на научную основу религия постоянно фигурирует на страницах романа, среди его героев есть мистики, истово верующие и даже, вопреки доказанности, агностики.
Как и положено в романе Филипа Дика, тут несколько внезапных поворотов, полностью меняющих представление о прочитанном, а в итоге он оказывается буддийской (ну, вернее, конечно, квази-буддийской) притчей.
Несмотря на то, что сюжет развивается довольно быстро, убийства происходят каждые две-три главы, не говоря про другие более или менее загадочные события, кажется, что действия в романе мало. Это оттого, что автор сосредоточен на внутреннем мире героев. Хотя книга написана от третьего лица, в каждый конкретный момент мы смотрим на происходящее глазами какого-то конкретного персонажа. И его размышлениям о, скажем, переносе тяжёлых коробок, уделено больше внимания и времени, чем его смерти, которую герой не успевает ни обдумать, ни осознать. Все персонажи так или иначе ущербны, они невротики, если не хуже, а кроме того, неудачники по жизни. Это - постоянная тема книги и одна из главных в ней. Герои говорят об этом сами, а ещё больше - размышляют. При этом их отклонения, жалость к себе, раздуто эго и прочее мешают им скооперироваться, мешают хотя бы услышать друг друга (это почти шокирующе ощущаешь, когда автор "переключается" с одной точки зрения на другую - и оказывается, что один колонист почти не замечал, что рядом с ним находился или даже исповедовался другой).
Книга очень рефлексивная и, как бы это сказать, душная; неприятно затягивающая в узкий, искажённый внутренний мир персонажей. Дик в этом смысле отлично справился со своей задачей, поскольку почти (или даже не "почти") религиозная идея "Лабиринта смерти" базируется на этом ощущении. Однако приятности чтению это не прибавляет.
И главное - это просто не моё. Вот это - типичный Дик, и это я могу оценить умом, могу понять, но "Лабиринт смерти" не трогает меня. Уж точно не трогает как "Друг моего врага".