Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Куда, несчастный, скроюсь я, бежав
От ярости безмерной и от мук
Безмерного отчаянья? Везде
В Аду я буду. Ад - я сам.
Джон Мильтон, "Потерянный рай"
От ярости безмерной и от мук
Безмерного отчаянья? Везде
В Аду я буду. Ад - я сам.
Джон Мильтон, "Потерянный рай"
Вот, наконец, и дошли мои руки до самого, пожалуй, знаменитого фильма Роджера Кормана - "Маска Красной смерти". Сложно поверить, что это снял человек, производивший дешёвый трэш всего десятью годами ранее.
Принц Просперо безгранично могуществен и безгранично порочен. Объезжая свои деревни, он встречает крестьян, решившихся говорить с ним дерзко и непокорно, поскольку некто предрёк местной старухе скорое освобождение. Впрочем, сейчас старуха бьётся в агонии, умирая от "красной смерти", болезни скорой и ужасной. Просперо забирает с собой смутьянов, а также заступившуюся за них юную девушку Франческу, а заражённую деревню сжигает дотла. Скоро начнётся грандиозный бал, где соберутся самые знатные и богатые люди страны, а до тех пор Просперо вводит Франческу в свой мир жестокости и пресыщения. Порочность Просперо проистекает не только из развращённости богатством и властью - в отличие от своих гостей и свиты принц смотрит на это философски и творит зло, исходя из собственных воззрений на мир: бог любви, если он когда-то и существовал, давно умер, и миром безраздельно правит Сатана, которому Просперо и служит. Он проводит для Франчески наглядные "уроки", демонстрируя, что по природе своей люди трусливы, алчны и бессовестны, а если благородство кто-то и проявляет - оно не вознаграждается. Тем временем по окрестным лесам бродит некто в красном...
Мне представляется, что этот фильм - в определённой степени стилизация под старую драму, барочную (а может, и шекспировской эпохи), но я недостаточно разбираюсь в истории театра, чтоб судить. Однако несколько условный сюжет и сильные страсти, включая преувеличенную жестокость Просперо, почти что балетный финал и абсолютно сценический эпилог с пересказом последующих событий вызывают именно такие ассоциации. Кстати, перевод, в котором я смотрел фильм, выполнен ритмической прозой а часто и прямо белым стихом - у переводчика впечатления совпали с моими или так и в оригинале? К сожалению, я не смог найти данных об этом...
"Маска Красной смерти" потрясающе красиво поставлена и снята. Замечательные маскарадные костюмы, прекрасные, отлично продуманные декорации и сценография - одна анфилада разноцветных комнат Просперо многого стоит. Кстати, цвет тут использован великолепно: те самые комнаты, красный балахон, ярко полыхающий в тёмно-синем лесу, финальные трансформации... Не менее филигранно построен кадр - операторская работа и монтаж равно хороши и вместе создают необходимое макабрическое впечатление. Вообще, при том, что я ценил "Человека с рентгеновскими глазами", я никак не ожидал, что фильм Кормана может быть настолько хорош именно кинематографически.
На сей раз к игре Винсента Прайса нельзя применить никаких эпитетов, кроме хвалебных. Харизма - через край, образ наполовину играющего в монстра, а наполовину и вправду цинично-жестокого до опустошённости принца нарисован отлично. Джейн Эшер прекрасно дополняет его, играя трепетную и наивную Франческу, почти дитя (впрочем, актрисе и самой на момент съёмок было едва восемнадцать).
Остаётся отметить ещё причудливую, жутковатую хореографию и замечательную музыку Дэвида Ли, запоминающуюся и дополняющую атмосферу безумного маскарада до идеальной полноты.
"Маска Красной смерти" произвела на меня большое впечатление. Фильм, может быть, не великий, но более чем примечательный.