Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Наконец-то сходил в ГМИИ им. Пушкина на... целую кучу выставок, на самом деле, а то они все кончаются.
Во-первых, "Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке". Впечатляет очень. Создаётся странное ощущение, что ренессансная Венеция - как раз место, в котором Лотто категорически не следовало рождаться, и его жизнь ушла на то, чтоб преодолеть всё, чему он там мог научиться. Цвета в более ранних работах очень насыщенные и интенсивные, но при этом все - холодные и как бы приглушённые. В более поздних работах колорит становится всё более сдержанным... "Мистическое обручение св. Екатерины" - хороший пример первого: одеяния Марии и самой Екатерины очень контрастные, цвета густые, насыщенные, но при этом ощущения яркости всё равно не остаётся. Очень примечательны в этой картине взгляды персонажей - все они застыли и смотрят на зрителя, причём св. Екатерина - украдкой, а Мария и Иосиф (?) - прямо, и в обоих случаях - как-то довольно холодно. "Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием" написана уже в гораздо более приглушённых тонах; торжественность сцены достигается не яркостью, а композицией и динамикой фигур. Тут тоже много загадочного или, по крайней мере, необычного: кажется, будто младенец Иисус капризничает на руках у Марии и одновременно пытается благословить столпившихся у подножия трона святых, а Богоматерь его мягко удерживает; при этом двое из святых подались навстречу благословению в молитвенном экстазе, а двое других опять-таки смотрят прямо на зрителя. Впрочем, меня в этой картине более всего поразили ступени - невероятно объёмные и реальные, они приковали взгляд, как только я их заметил (а вот это произошло не сразу). Тема Благовещения тоже решена не совсем обычно - Мария кажется скорее неприятно поражённой, чем радостной или умиротворённой. "Святое Семейство со св. Екатериной Александрийской" решает вопрос колорита несколько иначе, чем "Мадонна, коронуемая ангелами...", но тоже в сторону большей сдержанности - палитра тут не серовато-коричневатая, а всё ещё довольно разнообразная и яркая, но цвета приглушены и в сочетании - чрезвычайно гармоничном - как бы смягчают друг друга. И снова идея изобразить младенца-Христа в виде, напоминающем о дальнейшей крестной смерти, кажется довольно необычной, а мимика персонажей - загадочной...
Я намеренно ничего не писал о лекции, которую не так давно вам рекламировал, пока не увидел картину воочию, и сейчас попытаю суммировать впечатления от полотна и лекции по его поводу. Итак, "Принесение во храм". Последняя картина Лоренцо Лотто отличается от всех более ранних его работ разительно - хотя именно к этому он в них и шёл. Не только никаких ярких контрастных цветов - в сущности, картина написана в первую очередь разными оттенками серого, а немногочисленные пятна других цветов выглядят совершенно выцветшими. Небрежный мазок, ничего общего с детальностью и аккуратностью более ранних полотен (и вообще венецианским Возрождением). В движениях и позах есть некоторая неестественность, напоминающая, пожалуй, о восточных иконах. Теория относительно держащего книгу человека без головы мне не кажется состоятельной - руки явно действительно принадлежат стоящему рядом с Симеоном человеку в зелёном... однако они действительно смотрятся диспропорционально и вполне можно предположить, что это неслучайно. С толкованием пустого пространства в верхней части картины (куда робко заглядывает, кажется, некий монах - и которую какая-то тень, похоже, покидает) как рождающейся, будущей церкви Нового Израиля в противовес иудейской, в которой пока и происходит действие, с учётом семантики Сретения кажется бесспорным. В то же время я не могу не отметить, что настроение картины какое-то тревожное, может быть, даже мрачное; на лицах участников не видно радости, Симеон будто пытается заслониться от младенца...
Из выставки я сделал два вывода: во-первых, Лоренцо Лотто должен был бы стать экспрессионистом, во-вторых, это более чем интересный художник, с творчеством которого непременно нужно ознакомиться ближе.
Далее, "Пять веков итальянского рисунка. Из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина". Сказать нечто обобщённое о выставке, охватывающей период с XVI по XX век включительно и объединённой лишь видом искусства, сложно, а посему тут будет идти речь о ещё более разрозненных и субъективных минутных впечатлениях, чем обычно.
Начало выставки, то есть XVI век, а это прежде всего маньеристы, пожалуй, понравилось мне более всего. Между прочим, тут тоже есть рисунок Лоренцо Лотто - "Этюд головы бородатого старца" - и он очень хорош. Полноценный, и очень сильный портрет. Моё внимание привлекло "Состязание Энтелия Сицилийского и Дареса Троянского" Луки Пенни, чрезвычайно богатый деталями и проработанный рисунок - довольно редкий для этого вида искусства эпический масштаб сцены; несомненный отход от простоты раннего Возрождения, но, признаю. отход в симпатичную мне сторону. Пармиджанино поражает тем, что даже штриховка на его рисунках эстетична, и это, кажется, было для него самостоятельной художественной задачей - "Святая Цецелия" или "Ландскнехт, пьющий из кувшина" меня буквально заворожили. Таддео Цуккаро не столь тщателен, зато его работы прямо-таки переполнены мелкими деталями, обрисованными лёгкими и изящными движениями - эдакое предвестие модерна за века до него. "Восемь фигур в пейзаже" Бертойи прекрасны и выразительны - страшно хотелось бы узнать, есть ли хотя бы предположения относительно сюжета, стоящего за этой сценой. Понравились мне "Дерущиеся кони" Нальдини - очень динамичное произведение с приятным цветовым решением (хоть, в сущности, и простым). "Наказание Марсия" Паоло Фаринати одновременно и замечательно графично и одновременно очень рельефно, а ещё меня совершенно очаровала лягушка в уголке. "Эпизод из жизни неизвестного святого" Анджело дель Маро продолжает традицию многофигурных и детализированных рисунков и впечатляет выверенностью композиции. Меня, как легко догадаться, покорил сюрреалистический и очень декоративный "Гротеск с единорогом и драконом в центре" Джулио Кампи. У Джузеппе Чезари очень удачно использовано сочетание сангины и чёрного мела.
Отдел XVII-XVIII веков заинтересовал меня несколько меньше - тут наброски преимущественно именно таковыми и выглядят, не слишком интересные сами по себе. Но и тут есть примечательные рисунки, и их немало. "Эскиз гравюры с посвящением папе Александру VII" Бернини понравился мне объёмными тенями, хотя в сущности вещь, конечно, чисто декоративная. Совершенно чудесен "Портрет молодой дамы" Оттавио Леоне - пример того, на что способен рисунок: очень реалистичное и живое лицо и набросанное условными контурами платье органично смотрятся вместе. Потрясающая по цвету "Мужская голова" Доменико Канути - одно из лучших произведений на выставке, по моему мнению. Прекрасен Джузеппе Кадес - вот классицизм в его лучших проявлениях! "Персей, освобождающий Ариадну" - напротив, очень клиширован в плане композиции и образов, но интересный колорит (одна из немногих полностью цветных работ на выставке) это отчасти искупает. "Этюды восьми голов" Гаэтано Гандольфи - пример того, как набросок может быть самоценным произведением искусства... Венецианские пейзажи Джакомо Гварди, с одной стороны, немного напоминают стандартные такие открытки, а с другой - и проработаны, и, именно с точки зрения декоративности, очень симпатичны. И, наконец, мне очень понравился шаржевый "Квинтет" Гецци.
XIX-XX века, на мой вкус, оказались - по крайней мере, в рамках данной выставки - наименее удачным для итальянского рисунка периодом. Век XIX отмечен лишь взволнованно-романтическими пейзажами Акилле Джигатте и мрачно-романтическими интерьерами Акилле Вьянелли (последние мне понравились больше). В XX веке впечатлила меня обложка журнала "Весы", нарисованная Оскаром Гильей, - такой символизм до мозга костей! Андрогин, идущий по канату! "Земную ось" Брюсова я, каюсь, не читал, но если я хоть сколько-то знаю этого писателя, иллюстрации Альберто Мартини идеальны. Удивил "Портрет Блеза Сандрара" Модильяни - я прежде не осознавал, насколько графичен его стиль, насколько, в сущности, он естественнее и лучше смотрится в рисунке, чем в живописи. "Обнажённая натурщица со спины" Феличе Казорати нарисована в очень интересной технике (сухая масляная краска - я о таком прежде и не слышал) и смотрится довольно эффектно. Пожалуй, единственным, что мне на самом деле, серьёзно и глубоко запомнилось в этой части выставки, были работы Эмилио Греко - удивительные отношения художника с линией, изящнейший минимализм.
К выставке примыкает не относящийся к собранию Пушкинского музея, а привезённый каким-то чудом из Италии "Кодекс о полёте птиц" Леонардо да Винчи. Тут ситуация немного двусмысленная - кодекс-то полистать, разумеется, нельзя, так что в сущности речь идёт о возможности посмотреть на интерактивные сканы - ну и на один разворот оригинала. И снова при встрече с да Винчи я чувствую, что мне недостаёт технической подготовки, чтоб его оценить. Большей частью кодекс состоит из зарисовок противовесов, углов падения и вещей, которые я даже не могу правильно назвать и описать, потому что с детства не любил физику; ещё тут есть схематично нарисованные птицы и потрясающе реалистично изображённый проект механических крыльев. Технический чертёж, по художественным качествам превосходящий многие другие рисунки на выставке. Невероятно.
Ну и наконец "Мир в миниатюре" - выставка гемм. Выставка интересная, но что сказать о ней? Каждую гемму - из полутора сотен! - не опишешь. Множество драгоценных и полудрагоценных камней, покрытых резьбой, зачастую очень изящной и выполненной, особенно учитывая их размеры, с удивительным мастерством - это красиво, но об этом и без меня легко догадаться. Что мне больше всего запомнилось? Римская гемма II века с реалистическим изображением мухи - или реалистическим до тех пор, пока не осознаешь, что из её спины растёт лицо; вообще бросается в глаза огромное разнообразие животных-эмблем, от очевидных львов и орлов до креветок. Особенно впечатляют шумеро-аккадские цилиндрические печати - отчасти, полагаю. потому, что их презентации уделено особое внимание, отчасти - благодаря действительно мастерскому исполнению и своеобразному стилю (ну кто не любит Шумер?! Точно не я). А вот из "современных" (это значит в данном случае - после Ренессанса) гемм почти ни одна не понравилась, есть неуловимое ощущение фальши и чего-то... слишком академического. Единственное исключение - серия из четырёх гемм-"масок" из Италии, очень выразительных.
Посмотреть самим непременно советую. Сразу хочется завести личную печать - такова сила искусства.
Во-первых, "Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке". Впечатляет очень. Создаётся странное ощущение, что ренессансная Венеция - как раз место, в котором Лотто категорически не следовало рождаться, и его жизнь ушла на то, чтоб преодолеть всё, чему он там мог научиться. Цвета в более ранних работах очень насыщенные и интенсивные, но при этом все - холодные и как бы приглушённые. В более поздних работах колорит становится всё более сдержанным... "Мистическое обручение св. Екатерины" - хороший пример первого: одеяния Марии и самой Екатерины очень контрастные, цвета густые, насыщенные, но при этом ощущения яркости всё равно не остаётся. Очень примечательны в этой картине взгляды персонажей - все они застыли и смотрят на зрителя, причём св. Екатерина - украдкой, а Мария и Иосиф (?) - прямо, и в обоих случаях - как-то довольно холодно. "Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием" написана уже в гораздо более приглушённых тонах; торжественность сцены достигается не яркостью, а композицией и динамикой фигур. Тут тоже много загадочного или, по крайней мере, необычного: кажется, будто младенец Иисус капризничает на руках у Марии и одновременно пытается благословить столпившихся у подножия трона святых, а Богоматерь его мягко удерживает; при этом двое из святых подались навстречу благословению в молитвенном экстазе, а двое других опять-таки смотрят прямо на зрителя. Впрочем, меня в этой картине более всего поразили ступени - невероятно объёмные и реальные, они приковали взгляд, как только я их заметил (а вот это произошло не сразу). Тема Благовещения тоже решена не совсем обычно - Мария кажется скорее неприятно поражённой, чем радостной или умиротворённой. "Святое Семейство со св. Екатериной Александрийской" решает вопрос колорита несколько иначе, чем "Мадонна, коронуемая ангелами...", но тоже в сторону большей сдержанности - палитра тут не серовато-коричневатая, а всё ещё довольно разнообразная и яркая, но цвета приглушены и в сочетании - чрезвычайно гармоничном - как бы смягчают друг друга. И снова идея изобразить младенца-Христа в виде, напоминающем о дальнейшей крестной смерти, кажется довольно необычной, а мимика персонажей - загадочной...
Я намеренно ничего не писал о лекции, которую не так давно вам рекламировал, пока не увидел картину воочию, и сейчас попытаю суммировать впечатления от полотна и лекции по его поводу. Итак, "Принесение во храм". Последняя картина Лоренцо Лотто отличается от всех более ранних его работ разительно - хотя именно к этому он в них и шёл. Не только никаких ярких контрастных цветов - в сущности, картина написана в первую очередь разными оттенками серого, а немногочисленные пятна других цветов выглядят совершенно выцветшими. Небрежный мазок, ничего общего с детальностью и аккуратностью более ранних полотен (и вообще венецианским Возрождением). В движениях и позах есть некоторая неестественность, напоминающая, пожалуй, о восточных иконах. Теория относительно держащего книгу человека без головы мне не кажется состоятельной - руки явно действительно принадлежат стоящему рядом с Симеоном человеку в зелёном... однако они действительно смотрятся диспропорционально и вполне можно предположить, что это неслучайно. С толкованием пустого пространства в верхней части картины (куда робко заглядывает, кажется, некий монах - и которую какая-то тень, похоже, покидает) как рождающейся, будущей церкви Нового Израиля в противовес иудейской, в которой пока и происходит действие, с учётом семантики Сретения кажется бесспорным. В то же время я не могу не отметить, что настроение картины какое-то тревожное, может быть, даже мрачное; на лицах участников не видно радости, Симеон будто пытается заслониться от младенца...
Из выставки я сделал два вывода: во-первых, Лоренцо Лотто должен был бы стать экспрессионистом, во-вторых, это более чем интересный художник, с творчеством которого непременно нужно ознакомиться ближе.
Далее, "Пять веков итальянского рисунка. Из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина". Сказать нечто обобщённое о выставке, охватывающей период с XVI по XX век включительно и объединённой лишь видом искусства, сложно, а посему тут будет идти речь о ещё более разрозненных и субъективных минутных впечатлениях, чем обычно.
Начало выставки, то есть XVI век, а это прежде всего маньеристы, пожалуй, понравилось мне более всего. Между прочим, тут тоже есть рисунок Лоренцо Лотто - "Этюд головы бородатого старца" - и он очень хорош. Полноценный, и очень сильный портрет. Моё внимание привлекло "Состязание Энтелия Сицилийского и Дареса Троянского" Луки Пенни, чрезвычайно богатый деталями и проработанный рисунок - довольно редкий для этого вида искусства эпический масштаб сцены; несомненный отход от простоты раннего Возрождения, но, признаю. отход в симпатичную мне сторону. Пармиджанино поражает тем, что даже штриховка на его рисунках эстетична, и это, кажется, было для него самостоятельной художественной задачей - "Святая Цецелия" или "Ландскнехт, пьющий из кувшина" меня буквально заворожили. Таддео Цуккаро не столь тщателен, зато его работы прямо-таки переполнены мелкими деталями, обрисованными лёгкими и изящными движениями - эдакое предвестие модерна за века до него. "Восемь фигур в пейзаже" Бертойи прекрасны и выразительны - страшно хотелось бы узнать, есть ли хотя бы предположения относительно сюжета, стоящего за этой сценой. Понравились мне "Дерущиеся кони" Нальдини - очень динамичное произведение с приятным цветовым решением (хоть, в сущности, и простым). "Наказание Марсия" Паоло Фаринати одновременно и замечательно графично и одновременно очень рельефно, а ещё меня совершенно очаровала лягушка в уголке. "Эпизод из жизни неизвестного святого" Анджело дель Маро продолжает традицию многофигурных и детализированных рисунков и впечатляет выверенностью композиции. Меня, как легко догадаться, покорил сюрреалистический и очень декоративный "Гротеск с единорогом и драконом в центре" Джулио Кампи. У Джузеппе Чезари очень удачно использовано сочетание сангины и чёрного мела.
Отдел XVII-XVIII веков заинтересовал меня несколько меньше - тут наброски преимущественно именно таковыми и выглядят, не слишком интересные сами по себе. Но и тут есть примечательные рисунки, и их немало. "Эскиз гравюры с посвящением папе Александру VII" Бернини понравился мне объёмными тенями, хотя в сущности вещь, конечно, чисто декоративная. Совершенно чудесен "Портрет молодой дамы" Оттавио Леоне - пример того, на что способен рисунок: очень реалистичное и живое лицо и набросанное условными контурами платье органично смотрятся вместе. Потрясающая по цвету "Мужская голова" Доменико Канути - одно из лучших произведений на выставке, по моему мнению. Прекрасен Джузеппе Кадес - вот классицизм в его лучших проявлениях! "Персей, освобождающий Ариадну" - напротив, очень клиширован в плане композиции и образов, но интересный колорит (одна из немногих полностью цветных работ на выставке) это отчасти искупает. "Этюды восьми голов" Гаэтано Гандольфи - пример того, как набросок может быть самоценным произведением искусства... Венецианские пейзажи Джакомо Гварди, с одной стороны, немного напоминают стандартные такие открытки, а с другой - и проработаны, и, именно с точки зрения декоративности, очень симпатичны. И, наконец, мне очень понравился шаржевый "Квинтет" Гецци.
XIX-XX века, на мой вкус, оказались - по крайней мере, в рамках данной выставки - наименее удачным для итальянского рисунка периодом. Век XIX отмечен лишь взволнованно-романтическими пейзажами Акилле Джигатте и мрачно-романтическими интерьерами Акилле Вьянелли (последние мне понравились больше). В XX веке впечатлила меня обложка журнала "Весы", нарисованная Оскаром Гильей, - такой символизм до мозга костей! Андрогин, идущий по канату! "Земную ось" Брюсова я, каюсь, не читал, но если я хоть сколько-то знаю этого писателя, иллюстрации Альберто Мартини идеальны. Удивил "Портрет Блеза Сандрара" Модильяни - я прежде не осознавал, насколько графичен его стиль, насколько, в сущности, он естественнее и лучше смотрится в рисунке, чем в живописи. "Обнажённая натурщица со спины" Феличе Казорати нарисована в очень интересной технике (сухая масляная краска - я о таком прежде и не слышал) и смотрится довольно эффектно. Пожалуй, единственным, что мне на самом деле, серьёзно и глубоко запомнилось в этой части выставки, были работы Эмилио Греко - удивительные отношения художника с линией, изящнейший минимализм.
К выставке примыкает не относящийся к собранию Пушкинского музея, а привезённый каким-то чудом из Италии "Кодекс о полёте птиц" Леонардо да Винчи. Тут ситуация немного двусмысленная - кодекс-то полистать, разумеется, нельзя, так что в сущности речь идёт о возможности посмотреть на интерактивные сканы - ну и на один разворот оригинала. И снова при встрече с да Винчи я чувствую, что мне недостаёт технической подготовки, чтоб его оценить. Большей частью кодекс состоит из зарисовок противовесов, углов падения и вещей, которые я даже не могу правильно назвать и описать, потому что с детства не любил физику; ещё тут есть схематично нарисованные птицы и потрясающе реалистично изображённый проект механических крыльев. Технический чертёж, по художественным качествам превосходящий многие другие рисунки на выставке. Невероятно.
Ну и наконец "Мир в миниатюре" - выставка гемм. Выставка интересная, но что сказать о ней? Каждую гемму - из полутора сотен! - не опишешь. Множество драгоценных и полудрагоценных камней, покрытых резьбой, зачастую очень изящной и выполненной, особенно учитывая их размеры, с удивительным мастерством - это красиво, но об этом и без меня легко догадаться. Что мне больше всего запомнилось? Римская гемма II века с реалистическим изображением мухи - или реалистическим до тех пор, пока не осознаешь, что из её спины растёт лицо; вообще бросается в глаза огромное разнообразие животных-эмблем, от очевидных львов и орлов до креветок. Особенно впечатляют шумеро-аккадские цилиндрические печати - отчасти, полагаю. потому, что их презентации уделено особое внимание, отчасти - благодаря действительно мастерскому исполнению и своеобразному стилю (ну кто не любит Шумер?! Точно не я). А вот из "современных" (это значит в данном случае - после Ренессанса) гемм почти ни одна не понравилась, есть неуловимое ощущение фальши и чего-то... слишком академического. Единственное исключение - серия из четырёх гемм-"масок" из Италии, очень выразительных.
Посмотреть самим непременно советую. Сразу хочется завести личную печать - такова сила искусства.