Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Мои преданные читатели, несомненно, помнят, как пару лет назад я был страшно разочарован, купив книгу Р.Л. Стайна и обнаружив там вместо отличных детских страшилок вялые и невыразительные полудетективы для девочек-подростков. Но на днях я заполучил целую стопку тех самых книг из детства, из серии "Ужастики", за которые мы и любим Стайна! Так что в ближайшие недели ожидайте много ностальгического фанатства.
Начнём мы с "Тревожного полнолуния" - мне не лень повториться - Р.Л. Стайна.
Робби и Эликс - брат и сестра двенадцати и одиннадцати лет соответственно - навещают деда, обожающего страшные истории, и он рассказывает им о лихорадке полной луны - загадочной болезни, которую можно подхватить, если в определённый момент посмотреть на луну, когда Хеллоуин выпадает на полнолуние. Конечно, гостят они у дедушки Джона как раз за пару недель до Дня Всех Святых и, отправившись за подарками, совершают типичную ошибку материалистов в хоррорах: решают на себе проверить, что всё это враки. Наутро брат и сестра просыпаются наполовину покрытые шерстью, с жуткими волчьими головами... и со звериными инстинктами.
Именно благодаря этому последнему обстоятельству "Тревожное полнолуние" - действительно довольно страшная повесть, хотя формально вроде бы ориентирована на детей. Робби и Эликс почти не могут противостоять простейшим инстинктам - они практически всегда голодны и с готовностью сжирают всё, что в принципе съедобно, на любую фрустрацию реагируют агрессией... Но при этом нет и характерной для сюжетов об оборотнях амнезии, полного помутнения сознания: они понимают, что едят червей из сточных вод, что едва не откусили человеку руку, и это - действительно жутко.
Тут даже традиционный для Стайна финальный поворот к плохому концу (что "добро всегда побеждает зло" в его книгах - ложь для читающих аннотации родителей, на самом деле, как во всякой настоящей страшилке, у его книг счастливых финалов не бывает) смотрится чрезмерным - просто потому, что весь сюжет пронизан безнадёжностью и так.
Главы очень короткие (на насколько же не-читающих детей это рассчитано, страшно подумать), зато, отчасти оправдывая такую структуру, в конце почти каждой - маленький локальный cliffhanger (первую треть книги, до того, как происходит собственно катастрофа, они ложные - и тем больше шок, когда в очередной главе герои действительно обращаются в монстров). После трансформации (повествование ведётся от первого лица) текст начинает состоять из рубленных фраз, дробно разбитых на абзацы, отражая деградацию сознания Робби.
В целом "Тревожное полнолуние" очень порадовало меня тем, что не разочаровало: это тот самый Стайн, какого я помню, и он весьма неплох, ровно как я и помнил.

@темы: смотрит в книгу - видит..., ужас замка Морисвилль