Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Итак, мы подошли к последней части единственного сборника Харлана Эллисона, изданного на русском. "Миры Харлана Эллисона, том 3. Контракты души" - книга, с которой парадоксальным образом началось в своё время моё знакомство с автором. В отличие от второго тома, тут нет ничего заслуживающего совсем уж строгой критики, но меньше и по-настоящему ярких вещей - очень многое тут кажется или слишком прозрачным или слишком невнятным.
"Вы меня слышите?" - рассказ-аллегория, но не столь жесткая, как это обычно характерно для Эллисона. Обычный человек из толпы просыпается утром и понимает, что его никто, решительно никто не замечает. Хоть ты ближнего по морде бей - не замечают, и всё. Система стирает человеческую индивидуальность, скрывает ближних наших за их функциями, и вот люди, которым и в принципе недоставало своеобразия, совершенно вытесняются из поля внимания окружающих. Рассказ весьма выразительно (и в довольно лёгкой, нехарактерной для Эллисона, манере) написан, но кажется простоватым.
"Странное вино" - пронзительный и, при всей своей простоте, отчасти даже предсказуемости, пугающий рассказ, каких от Эллисона и ожидаешь. Главный герой - этакий современный Иов, чувствующий себя пришельцем из иного мира, приговорённым за что-то к пребыванию на Земле, в истинном аду... Оптимист считает, что мы живём в лучшем из миров; пессимист боится, что так оно и есть.
"«Покайся, Арлекин!» - сказал Тиктакщик", несмотря на свою популярность и значимость, не слишком-то мне понравился. Мне очень неблизка его идеологема - противопоставление плохих системы, упорядоченности и ответственности хорошим беззаботности, жизнелюбию и хаотичности - поскольку она либо отдаёт инфантильностью, либо авторской нечестностью (ну не может Эллисон, умный человек, не сознавать, что передёргивает). И это явно не лучший способ говорить о гражданском неповиновении (хотя, учитывая, какой цитатой Эллисон его определяет...). А ещё смущает меня концовка - её можно толковать двояко, и то толкование, которое, кажется, следует из морали рассказа, на мой взгляд менее реалистично.
"Парень с собакой" - единственная вещь Эллисона, которую я не просто высоко ценю, интеллектуально одобряю или нахожу интересной, а искренне люблю. Это замечательный небанальный постапокалипсис с отличным стилем и языком. Это едкая, но при том добродушная, не агрессивная сатира - в сущности, тоже против консервативных филистеров, но на сей раз без фальши (потому что альтернатива - более живая и симпатичная автору, но всё же - это мир насилия и дешевой порнухи). Это немного история о социальном расслоении и архетип рассказа о романтике между примерной девочкой к плохим парнем, в значительной степени - просто рассказ о мальчиках и девочках и о том, какие они разные... Но главное - это, как и всегда у этого автора, рассказ об одиночестве и его преодолении. Я писал несколько ранее, что Эллисон неубедителен, когда пытается писать о любви, а обычно упоминает её только апофатически, как некую чаемую противоположность одиночеству. "Парень с собакой" - прекрасное размышление на тему влюбленности, дружбы, полового чувства, любви и разницы между этими понятиями. И хотя к попытке Эллисона определить любовь как состояние, в котором ты не можешь существовать без другого, можно предъявить немало претензий, автор свою позицию выразил, выразил ясно и убедительно, и меня она тронула.

@темы: смотрит в книгу - видит...