Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
В своё время эта книга совершенно меня очаровала, и я не мог удержаться, чтоб её не перечитать. "Клуб «Везувий»" Марка Гэтисса - книга, кажется, не слишком у нас известная... и совершенно незаслуженно!
Представьте себе смещение Яна Флемминга, Оскара Уайльда, Герберта Уэллса и самой чуточки Марка Миллара. Эдвардианская эпоха. Главный герой - талантливый, но не слишком признанный художник, знакомец Обри Бердслея, больше занятый светскими сплетнями и соблазнением юных дев (ну и не только дев), а заодно специальный агент секретной службы Его Величества. Его имя Люцифер Бокс, он эстет, содомит, нарцисс, аморальный тип и спаситель короны.
Сюжет в целом - очень глупый (не то чтоб плохо продуманный - просто осознанно нереалистичный и следующий жанровым клише, которые тоже глупые), но это ничуть не раздражает - как не должны раздражать читателя комиксов трусы поверх лосин Супермена. "Клуб «Везувий»" ничуть не скрывает своего жанра и своих корней в pulps, скорее подчёркивает их. Фактически, Марк Гэтисс открыл целую нишу, которую, насколько я знаю, никто не замечал до него: эдвардианская эпоха, нечто среднее между стим- и дизель-панком, эстетика, схожая с викторианством, но в то же время густой дух декаданса - не меньше порока, чем в эпоху нуар, но совершенно нет места пьющим плохо выбритым детективам; короче говоря, это идеальный сеттинг именно для таких вот приключенческих книг с обаятельным антигероем в главной роли.
И как же чертовски обаятелен этот герой! Люцифер Бокс сам рассказывает о себе, и то, как он это делает, составляет половину крутости всего романа. Вообще, должен сказать, говоря о "Клубе «Везувий»", его хочется цитировать, и цитировать чуть ли не целиком; это действительно было бы самой красноречивой рекламой и лучшим способом передать шарм романа, но я постараюсь себя ограничить. Тем не менее - доза шарма:
Я очень хорошо помню её задранные юбки, трущиеся о мой подбородок, и её прекрасную грудь под моими утончёнными белыми руками (я о них уже упоминал). Пока я предавался разврату, мне на глаза попалась афиша, криво приляпанная к мокрой кирпичной стене. Сегодня в мюзик-холле Коллинза играла Нелли Класс. Между этим совокуплением и моей следующей встречей вполне может найтись время успеть ко второму акту.
И так - постоянно. Люциифер Бокс с неослабевающим вниманием к собственной особе путешествует по злачным местам, беседует с безумными учёными, сражается с опиумными зомби и в промежутках между этими занятиями ухаживает за прекрасной девой и предаётся утехам плоти с не менее прекрасным юношей ("но животные для меня табу, в отличие от, по меньшей мере, одного члена Кабинета"). А в действии ещё участвует циклопическая адская машина, имеется погоня в кэбах через кладбище, драка в бане и... Ну где (кроме, конечно, аниме) ещё вы встретите стимпанкового злодея-трансвестита?..
В общем, я "Клуб «Везувий»" нежно люблю и всячески рекомендую его всем решительно. Это остроумно, это захватывающе, это очаровательно.
Представьте себе смещение Яна Флемминга, Оскара Уайльда, Герберта Уэллса и самой чуточки Марка Миллара. Эдвардианская эпоха. Главный герой - талантливый, но не слишком признанный художник, знакомец Обри Бердслея, больше занятый светскими сплетнями и соблазнением юных дев (ну и не только дев), а заодно специальный агент секретной службы Его Величества. Его имя Люцифер Бокс, он эстет, содомит, нарцисс, аморальный тип и спаситель короны.
Сюжет в целом - очень глупый (не то чтоб плохо продуманный - просто осознанно нереалистичный и следующий жанровым клише, которые тоже глупые), но это ничуть не раздражает - как не должны раздражать читателя комиксов трусы поверх лосин Супермена. "Клуб «Везувий»" ничуть не скрывает своего жанра и своих корней в pulps, скорее подчёркивает их. Фактически, Марк Гэтисс открыл целую нишу, которую, насколько я знаю, никто не замечал до него: эдвардианская эпоха, нечто среднее между стим- и дизель-панком, эстетика, схожая с викторианством, но в то же время густой дух декаданса - не меньше порока, чем в эпоху нуар, но совершенно нет места пьющим плохо выбритым детективам; короче говоря, это идеальный сеттинг именно для таких вот приключенческих книг с обаятельным антигероем в главной роли.
И как же чертовски обаятелен этот герой! Люцифер Бокс сам рассказывает о себе, и то, как он это делает, составляет половину крутости всего романа. Вообще, должен сказать, говоря о "Клубе «Везувий»", его хочется цитировать, и цитировать чуть ли не целиком; это действительно было бы самой красноречивой рекламой и лучшим способом передать шарм романа, но я постараюсь себя ограничить. Тем не менее - доза шарма:
Я очень хорошо помню её задранные юбки, трущиеся о мой подбородок, и её прекрасную грудь под моими утончёнными белыми руками (я о них уже упоминал). Пока я предавался разврату, мне на глаза попалась афиша, криво приляпанная к мокрой кирпичной стене. Сегодня в мюзик-холле Коллинза играла Нелли Класс. Между этим совокуплением и моей следующей встречей вполне может найтись время успеть ко второму акту.
И так - постоянно. Люциифер Бокс с неослабевающим вниманием к собственной особе путешествует по злачным местам, беседует с безумными учёными, сражается с опиумными зомби и в промежутках между этими занятиями ухаживает за прекрасной девой и предаётся утехам плоти с не менее прекрасным юношей ("но животные для меня табу, в отличие от, по меньшей мере, одного члена Кабинета"). А в действии ещё участвует циклопическая адская машина, имеется погоня в кэбах через кладбище, драка в бане и... Ну где (кроме, конечно, аниме) ещё вы встретите стимпанкового злодея-трансвестита?..
В общем, я "Клуб «Везувий»" нежно люблю и всячески рекомендую его всем решительно. Это остроумно, это захватывающе, это очаровательно.