Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Магическая система, выдуманная Скоттом Бэккером, в первую очередь выдаёт в нём филолога и философа. Кроме того, она кажется мне достаточно любопытной и не висит в воздухе, а связана тесно с идеей и тематикой трилогии.
Я нахожусь перед своеобразной дилеммой. С одной стороны, я осознаю, что трилогия не слишком известна, и этот пост, в сущности, предназначен познакомить с интересной магической системой тех, кто не знаком с самой книгой; с другой - я не могу не рекомендовать "Князя Пустоты" любому, кому симпатизирую, и потому никак не хочу отвадить вас от чтения. Поэтому скажем так: НИЖЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ К ТРИЛОГИИ СКОТТА БЭККЕРА "КНЯЗЬ ПУСТОТЫ". Читать или нет - ваше дело.
Под общим именем колдовства, практикуемого т.н. магическими школами идут два разных рода магии. Общим для них можно назвать А) обязательную врождённую предрасположенность для занятий колдовством, причём достаточно редкую (отчего практикующие его называются Немногими), Б) несовершенством полученных эффектов, особенно заметным самим магам, и В) использование словесных заклинаний как основы для каста. В свою очередь необходимые характеристики заклинаний таковы: чёткость смыслов и точное использование каждого слова в его специфическом значении (поэтому для заклинаний не могут использоваться естественные языки - только мёртвые, чтоб слова не засорялись случайными ассоциациями) и два параллельных смысла, два текста заклинания - произносимый и подразумеваемый, проговариваемый в сознании мага.
Итак, видов колдовства Немногих суть два:
Анагог - "разновидность колдовства, основанная на резонансе между значением и самим предметом" или Аналогиях. Анагогические маги используют для своих эффектов соответствующие образы. Например, чтоб сжечь что-то, анагогический маг создаст призрачное подобие драконьей головы, изрыгающей пламя. "Мимолетное видение шквала ослепительно белых молний. Головы призрачных драконов, изрыгающие огонь. Несущиеся горящие воробьи. Великие Аналогии, сверкающие и тяжеловесные, с грохотом бились о его обереги." ... "Все их колдовство, каким бы мощным или искусным оно ни было, проистекало из силы тайных связей, из резонанса между словами и реальными событиями. Им нужны были окольные пути — драконы, молнии, солнца, — чтобы поджечь мир."
Очевидный аналог художественной литературы и прежде всего поэзии.
Гнозис - более редкий тип колдовства, "в отличие от анагогического колдовства гностическое управляется Абстракциями (поэтому гностиче¬ских магов часто называют философскими магами)". "Гнозис намного более, чем Анагог: это колдовство систематическое и аналитическое" Гностический колдун в описанном выше случае вместо образа дракона использует саму идею горения в чистом виде. "Он ударил в ответ Выводом и Абстракцией." ... "Ослепительные геометрические фигуры рванулись сквозь дым. Линии и параболы бритвенно острого света, пронзающие дерево и папирус, прорезающие камень."
Помимо анагогических и гностических школ существуют ещё два способа... добиваться впечатляющих результатов. Это...
Псухе - "мистическая практика, во многом подобная колдовству, хотя и более грубая в своих проявлениях. Отличается тем, что незрима для Немногих". Не вполне ясно, необходима ли природная предрасположенность для овладения Псухе, хотя определённо в Псухе можно проявить большие или меньшие способности; зато совершенно точно потребна подготовка к этому овладению - кишаурим (тех, кто практикует Псухе) всех ослепляют в начале обучения. В отличие от колдовства Немногих, Псухе требует не развитого интеллекта, но мощных страстей и крепкой, исступлённой веры (кишаурим - религиозный орден, и свои способности они воспринимают как дар Бога). Псухе не способна, видимо, на сложные и тонко направленные эффекты, зато гораздо более... энергоэффективна; иначе говоря, у кишаурим в среднем больше грубого напора, чем у адептов школ. "Кишаурим продолжали идти, обводя слепым взглядом выдавленных глаз ощетинившийся строй айнрити. Там, куда они поворачивались, вспыхивал слепящий голубой свет, от которого кожа покрывалась волдырями, железо прикипало к телу, а сердца обугливались…" ... "Самые слабые быстро мелькали среди руин, иссиня-белое пламя потоком извергалось с их лбов. Более сильные плыли вперед, распространяя вокруг себя страшные всепожирающие бури."
Текне - "так называемая Древняя Наука, немагическое искусство, позволяющее создавать из живой плоти различные омерзительные формы. Текне основана на предположении, что все в природе, включая жизнь, по сути своей является механизмом." Следует особо отметить, что для магов, да и вообще "коренных жителей" описывемого мира такой взгляд совершенно нетипичен, и в их глазах это нечто равно нелепое и извращённое. Тем не менее, судя по тому, что результаты работы Текне незаметны для Немногих, видимо, эта теория верна, и она является частью мира, действующей в рамках его законов. Из романов известны только о биороботах, генной инженерии и клонировании при помощи Текне, однако упоминание артефактов вроде Копья-Цапли наводит на мысль, что она включает высокие технологии во всей полноте. Достоверно неизвестно, имеются ли особые предпосылки к занятиям Текне, но от иномирной расы её сумели перенять как нелюди, так и люди. Все адепты, а равно и произведения Текне в романах - безусловное и предельное зло, однако нельзя однозначно сказать, связано ли это с её сутью или философией её создателей-инхороев.
"В зловещем свете факелов он видел шранков с их узкими плечами и по-собачьи широкой грудью, выплывающих из ночи, словно из глубин моря. Нечеловечески прекрасные лица, белые, словно отполированная кость; он чувствовал их сладковатый запах — смесь запаха фекалий и гниющих фруктов." ... "Лицо Скеаоса растянулось, словно он хотел набрать побольше воздуху, и сложилось, точно паучьи лапки, плотно охватившие холодное брюшко. Двенадцать паучьих лапок, каждая с маленьким острым коготком, расцепились и раскрылись, обнажив не прикрытые губами зубы и глаза без век на том месте, где следовало быть лицу"
Я нахожусь перед своеобразной дилеммой. С одной стороны, я осознаю, что трилогия не слишком известна, и этот пост, в сущности, предназначен познакомить с интересной магической системой тех, кто не знаком с самой книгой; с другой - я не могу не рекомендовать "Князя Пустоты" любому, кому симпатизирую, и потому никак не хочу отвадить вас от чтения. Поэтому скажем так: НИЖЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ К ТРИЛОГИИ СКОТТА БЭККЕРА "КНЯЗЬ ПУСТОТЫ". Читать или нет - ваше дело.
Под общим именем колдовства, практикуемого т.н. магическими школами идут два разных рода магии. Общим для них можно назвать А) обязательную врождённую предрасположенность для занятий колдовством, причём достаточно редкую (отчего практикующие его называются Немногими), Б) несовершенством полученных эффектов, особенно заметным самим магам, и В) использование словесных заклинаний как основы для каста. В свою очередь необходимые характеристики заклинаний таковы: чёткость смыслов и точное использование каждого слова в его специфическом значении (поэтому для заклинаний не могут использоваться естественные языки - только мёртвые, чтоб слова не засорялись случайными ассоциациями) и два параллельных смысла, два текста заклинания - произносимый и подразумеваемый, проговариваемый в сознании мага.
Итак, видов колдовства Немногих суть два:
Анагог - "разновидность колдовства, основанная на резонансе между значением и самим предметом" или Аналогиях. Анагогические маги используют для своих эффектов соответствующие образы. Например, чтоб сжечь что-то, анагогический маг создаст призрачное подобие драконьей головы, изрыгающей пламя. "Мимолетное видение шквала ослепительно белых молний. Головы призрачных драконов, изрыгающие огонь. Несущиеся горящие воробьи. Великие Аналогии, сверкающие и тяжеловесные, с грохотом бились о его обереги." ... "Все их колдовство, каким бы мощным или искусным оно ни было, проистекало из силы тайных связей, из резонанса между словами и реальными событиями. Им нужны были окольные пути — драконы, молнии, солнца, — чтобы поджечь мир."
Очевидный аналог художественной литературы и прежде всего поэзии.
Гнозис - более редкий тип колдовства, "в отличие от анагогического колдовства гностическое управляется Абстракциями (поэтому гностиче¬ских магов часто называют философскими магами)". "Гнозис намного более, чем Анагог: это колдовство систематическое и аналитическое" Гностический колдун в описанном выше случае вместо образа дракона использует саму идею горения в чистом виде. "Он ударил в ответ Выводом и Абстракцией." ... "Ослепительные геометрические фигуры рванулись сквозь дым. Линии и параболы бритвенно острого света, пронзающие дерево и папирус, прорезающие камень."
Помимо анагогических и гностических школ существуют ещё два способа... добиваться впечатляющих результатов. Это...
Псухе - "мистическая практика, во многом подобная колдовству, хотя и более грубая в своих проявлениях. Отличается тем, что незрима для Немногих". Не вполне ясно, необходима ли природная предрасположенность для овладения Псухе, хотя определённо в Псухе можно проявить большие или меньшие способности; зато совершенно точно потребна подготовка к этому овладению - кишаурим (тех, кто практикует Псухе) всех ослепляют в начале обучения. В отличие от колдовства Немногих, Псухе требует не развитого интеллекта, но мощных страстей и крепкой, исступлённой веры (кишаурим - религиозный орден, и свои способности они воспринимают как дар Бога). Псухе не способна, видимо, на сложные и тонко направленные эффекты, зато гораздо более... энергоэффективна; иначе говоря, у кишаурим в среднем больше грубого напора, чем у адептов школ. "Кишаурим продолжали идти, обводя слепым взглядом выдавленных глаз ощетинившийся строй айнрити. Там, куда они поворачивались, вспыхивал слепящий голубой свет, от которого кожа покрывалась волдырями, железо прикипало к телу, а сердца обугливались…" ... "Самые слабые быстро мелькали среди руин, иссиня-белое пламя потоком извергалось с их лбов. Более сильные плыли вперед, распространяя вокруг себя страшные всепожирающие бури."
Текне - "так называемая Древняя Наука, немагическое искусство, позволяющее создавать из живой плоти различные омерзительные формы. Текне основана на предположении, что все в природе, включая жизнь, по сути своей является механизмом." Следует особо отметить, что для магов, да и вообще "коренных жителей" описывемого мира такой взгляд совершенно нетипичен, и в их глазах это нечто равно нелепое и извращённое. Тем не менее, судя по тому, что результаты работы Текне незаметны для Немногих, видимо, эта теория верна, и она является частью мира, действующей в рамках его законов. Из романов известны только о биороботах, генной инженерии и клонировании при помощи Текне, однако упоминание артефактов вроде Копья-Цапли наводит на мысль, что она включает высокие технологии во всей полноте. Достоверно неизвестно, имеются ли особые предпосылки к занятиям Текне, но от иномирной расы её сумели перенять как нелюди, так и люди. Все адепты, а равно и произведения Текне в романах - безусловное и предельное зло, однако нельзя однозначно сказать, связано ли это с её сутью или философией её создателей-инхороев.
"В зловещем свете факелов он видел шранков с их узкими плечами и по-собачьи широкой грудью, выплывающих из ночи, словно из глубин моря. Нечеловечески прекрасные лица, белые, словно отполированная кость; он чувствовал их сладковатый запах — смесь запаха фекалий и гниющих фруктов." ... "Лицо Скеаоса растянулось, словно он хотел набрать побольше воздуху, и сложилось, точно паучьи лапки, плотно охватившие холодное брюшко. Двенадцать паучьих лапок, каждая с маленьким острым коготком, расцепились и раскрылись, обнажив не прикрытые губами зубы и глаза без век на том месте, где следовало быть лицу"