Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Впервые побывал в Музее русской иконы. Вообще-то мы ходили на выставку "В начале было Слово...", но выставка оказалась не слишком интересной (хотя скажу и о ней), зато прежде, чем добраться до неё, мы осмотрели весь музей. О нём тоже писать непросто, но...
Начнём с впечатления от самого музея. Он такой... частный. При входе машинка для надевания бахил (sic!), зато в принципе нет кассы, а вместо этого есть вежливые охранники, которые мягко просят не делать фото, зато сообщает, что в музее есть сотрудники, которые с удовольствием ответят на любые вопросы (и они, эти люди, есть!). Частный музей. Вот как-то так.
Про саму коллекцию говорить очень сложно - тут бы иметь полный каталог онлайн и показывать, а так... Если я скажу вам об Умилении XVI века или Христе Пантократоре 1860-х, это ведь ничуть не поможет вам представить специфику данной конкретной иконы - а зацепляют они, конечно, именно индивидуальными чертами, а не обобщёнными признаками канона. Поэтому для начала скажу, что коллекция большая, разнообразная и, несомненно, стоит внимания - лично я (конечно, не будучи специалистом) впервые увидел столько икон разных периодов сразу. А теперь - разрозненные впечатления. Убедился, что икона тем лучше, чем старше - где-то в середине XIX века стиль портится ужасающе (хотя, конечно, есть отдельные доски, которые радуют глаз): речь не только о влияниях светской живописи и эдакого католического реализма (больно, больно видеть Одигидрию, где и у Марии, и у младенца - лица совершенно как у брюлловских барышень), ещё что-то случается с красками - я не умею определить, что именно, но краски, цвета на иконах до позапрошлого столетия - чудо как хороши, иконопись для меня в значительной мере связана именно с этим колоритом, а вот потом они куда-то исчезают, и появляется нездоровая золотистость и глянцевое ощущение... Впервые увидел иконописные изображения Авеля, Мелхиседека и Гедеона. Бросился в глаза образ святого Георгия, убивающего не традиционного змия, довольно стандартного в нашей иконографии, а именно демона со слабо выраженными рептилоидными чертами, но очень жуткой внешностью. Есть греческий алтарь, не понравившийся мне по колориту до скрежета зубовного: обилие ядовито-розового разбавлено трупо-голубым. Ещё в музее есть потрясающий Страшный Суд из, кажется, Твери: такой детальный, яркий и непосредственный, с восстающими из могил немцами, ляхами, турками и жидами в национальных костюмах, бесами, ужасно похожими на коллег с укиё-э и индусских рисунков, с очень-очень розовым раем... Потрясающий Страшный Суд! И ещё мне очень понравились иконы с пророком Илией, особенно милые вороны, приносящие ему хлеб (потом мы заметили ещё одного милого маленького ворона на другой иконе, но он оказался орлом при евангелисте). В общем, это смотреть надо.
А вот "В начале было Слово..." посещать не обязательно: выставка, посвящённая 1150-летию миссии Кирилла и Мефодия, сводится, в сущности, к демонстрации разного рода поздравительных грамот и альбомов, изданных к тысячелетию того же события, да сравнительно новописных однообразных икон с равноапостольными учителями (обучающий фильм, который демонстрируют тут же, констатирует, что от татаро-монгольского ига и до освобождения Болгарии от турок почитание их на Руси не было принято). Ничего примечательного я там не увидел...
Интереснее выставка (кажется, впрочем, постоянная) эфиопского христианского искусства. Если вы любите "наивное искусство", то будете в восторге: глазастые большеголовые люди, написанные широкими мазками, какие-то неопределённые, но очень хищные пардусы, множество святых Георгиев, убивающих симпатичных змиев... Правда, всё это - XX век, так что ходишь и гадаешь - это аутентичная традиция христиан Эфиопии или влияние современного искусства на самобытных художников-интеллектуалов?..
Вот. А в Музей русской иконы советую вам сходить. Там прекрасно.
Начнём с впечатления от самого музея. Он такой... частный. При входе машинка для надевания бахил (sic!), зато в принципе нет кассы, а вместо этого есть вежливые охранники, которые мягко просят не делать фото, зато сообщает, что в музее есть сотрудники, которые с удовольствием ответят на любые вопросы (и они, эти люди, есть!). Частный музей. Вот как-то так.
Про саму коллекцию говорить очень сложно - тут бы иметь полный каталог онлайн и показывать, а так... Если я скажу вам об Умилении XVI века или Христе Пантократоре 1860-х, это ведь ничуть не поможет вам представить специфику данной конкретной иконы - а зацепляют они, конечно, именно индивидуальными чертами, а не обобщёнными признаками канона. Поэтому для начала скажу, что коллекция большая, разнообразная и, несомненно, стоит внимания - лично я (конечно, не будучи специалистом) впервые увидел столько икон разных периодов сразу. А теперь - разрозненные впечатления. Убедился, что икона тем лучше, чем старше - где-то в середине XIX века стиль портится ужасающе (хотя, конечно, есть отдельные доски, которые радуют глаз): речь не только о влияниях светской живописи и эдакого католического реализма (больно, больно видеть Одигидрию, где и у Марии, и у младенца - лица совершенно как у брюлловских барышень), ещё что-то случается с красками - я не умею определить, что именно, но краски, цвета на иконах до позапрошлого столетия - чудо как хороши, иконопись для меня в значительной мере связана именно с этим колоритом, а вот потом они куда-то исчезают, и появляется нездоровая золотистость и глянцевое ощущение... Впервые увидел иконописные изображения Авеля, Мелхиседека и Гедеона. Бросился в глаза образ святого Георгия, убивающего не традиционного змия, довольно стандартного в нашей иконографии, а именно демона со слабо выраженными рептилоидными чертами, но очень жуткой внешностью. Есть греческий алтарь, не понравившийся мне по колориту до скрежета зубовного: обилие ядовито-розового разбавлено трупо-голубым. Ещё в музее есть потрясающий Страшный Суд из, кажется, Твери: такой детальный, яркий и непосредственный, с восстающими из могил немцами, ляхами, турками и жидами в национальных костюмах, бесами, ужасно похожими на коллег с укиё-э и индусских рисунков, с очень-очень розовым раем... Потрясающий Страшный Суд! И ещё мне очень понравились иконы с пророком Илией, особенно милые вороны, приносящие ему хлеб (потом мы заметили ещё одного милого маленького ворона на другой иконе, но он оказался орлом при евангелисте). В общем, это смотреть надо.
А вот "В начале было Слово..." посещать не обязательно: выставка, посвящённая 1150-летию миссии Кирилла и Мефодия, сводится, в сущности, к демонстрации разного рода поздравительных грамот и альбомов, изданных к тысячелетию того же события, да сравнительно новописных однообразных икон с равноапостольными учителями (обучающий фильм, который демонстрируют тут же, констатирует, что от татаро-монгольского ига и до освобождения Болгарии от турок почитание их на Руси не было принято). Ничего примечательного я там не увидел...
Интереснее выставка (кажется, впрочем, постоянная) эфиопского христианского искусства. Если вы любите "наивное искусство", то будете в восторге: глазастые большеголовые люди, написанные широкими мазками, какие-то неопределённые, но очень хищные пардусы, множество святых Георгиев, убивающих симпатичных змиев... Правда, всё это - XX век, так что ходишь и гадаешь - это аутентичная традиция христиан Эфиопии или влияние современного искусства на самобытных художников-интеллектуалов?..
Вот. А в Музей русской иконы советую вам сходить. Там прекрасно.