Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Впервые (да-да, такой вот я дремучий) взялся за "Стальную крысу" Гарри Гаррисона. По циклу впечатлления вышли... смешанные. А по книге...
Итак, перед нами утопическое будущее умиротворённого и благожелательного общества потребления. В преступности нет экономического смысла, к ней нет социальных предпосылок, лишь у ничтожной доли процента населения встречаются преступные наклонности; такие люди занимаются воровством и мошенничеством из чистого азарта, и Джим де Гриз - один из лучших среди них. Пока его не ловит предыдущий лучший. Так Джим оказывается по другую сторону баррикад - но занимается ровно тем же самым, только теперь против коллег. Особенно одной красивой, сексуальной. умной и до ужаса жестокой коллеги.
Образы довольно шаблонны, совсем не глубоки и не слишком реалистичны, зато Джим - обаяшка, как и полагается всякому главному герою авантюрного романа. Сюжет не обременён никакой идеей, довольно наивен и слишком резко переходит от кульминации к развязке, зато сколько там приключений и внезапных поворотов! А как продуманы и описаны непосредственно аферы ди Гриза - вот где главная прелесть книги! Отличный, в меру запутанные планы! Язык - лёгкий, ироничный, книга читается влёт - без вчитывания в сложные метафоры, но, иначе не скажешь, с аппетитом. Эталонная развлекательная фантастика. Не стоит ждать от "Стальной крысы" большего, но в этом качестве она чертовски хороша.
Почти через десять лет Гаррисон возвращается к Джиму ди Гризу... и, право, это не к добру. "Месть стальной крысы" значительно уступает первой части. На мой взгляд, главная причина этого - смена формата; вместо личного противостояния пары мошенников теперь речь идёт о борьбе с армией и тоталитарным государством. Во-первых, мне не кажется, что картина мира, нарисованная в первой книге (в сущности, капиталистический и более легкомысленный Мир Полдня), вообще не особенно допускает наличия тоталитарных планет-агрессоров, во-вторых же ранее этические вопросы, неуместные в развлекательной прозе, легко было обойти, но говоря о войне, причём в контексте истории Ангелины и господствующих добродушных настроений, этого сделать нельзя. Гаррисон пытается их разрабатывать, но выходит не очень: убийство вроде как недопустимо, но в случаях нужды допускается, а об убийствах за кадром (война ведь!) как-то и не упоминается вовсе. Впрочем, помимо идейных ляпов, "Месть стальной крысы" изобилует ляпами сюжетными - которые иногда связанны. Например, абсолютно неверибельный финал с туристической планетой заодно снимает с неоправданной лёгкостью вопрос об ответственности покорных масс... Ну а сам "сложный" план, с помощью которого Клизанд покорял планеты, не выдерживает никакой критики.
Из достоинств следует отметить всё ещё лёгкий язык и авторский тон, заставляющий, как ни крути, улыбнуться, несколько довольно интересных штучек ди Гриза (хотя некоторые из них нарочито притянуты за уши, чтоб расцветить текст) и довольно яркий образ клизандской муштры и бюрократии.
В целом "Месть стальной крысы" всё ещё можно прочитать, скажем, коротая вечер в поезде, но уже не хочется специально рекомендовать на эту роль.
Итак, перед нами утопическое будущее умиротворённого и благожелательного общества потребления. В преступности нет экономического смысла, к ней нет социальных предпосылок, лишь у ничтожной доли процента населения встречаются преступные наклонности; такие люди занимаются воровством и мошенничеством из чистого азарта, и Джим де Гриз - один из лучших среди них. Пока его не ловит предыдущий лучший. Так Джим оказывается по другую сторону баррикад - но занимается ровно тем же самым, только теперь против коллег. Особенно одной красивой, сексуальной. умной и до ужаса жестокой коллеги.
Образы довольно шаблонны, совсем не глубоки и не слишком реалистичны, зато Джим - обаяшка, как и полагается всякому главному герою авантюрного романа. Сюжет не обременён никакой идеей, довольно наивен и слишком резко переходит от кульминации к развязке, зато сколько там приключений и внезапных поворотов! А как продуманы и описаны непосредственно аферы ди Гриза - вот где главная прелесть книги! Отличный, в меру запутанные планы! Язык - лёгкий, ироничный, книга читается влёт - без вчитывания в сложные метафоры, но, иначе не скажешь, с аппетитом. Эталонная развлекательная фантастика. Не стоит ждать от "Стальной крысы" большего, но в этом качестве она чертовски хороша.
Почти через десять лет Гаррисон возвращается к Джиму ди Гризу... и, право, это не к добру. "Месть стальной крысы" значительно уступает первой части. На мой взгляд, главная причина этого - смена формата; вместо личного противостояния пары мошенников теперь речь идёт о борьбе с армией и тоталитарным государством. Во-первых, мне не кажется, что картина мира, нарисованная в первой книге (в сущности, капиталистический и более легкомысленный Мир Полдня), вообще не особенно допускает наличия тоталитарных планет-агрессоров, во-вторых же ранее этические вопросы, неуместные в развлекательной прозе, легко было обойти, но говоря о войне, причём в контексте истории Ангелины и господствующих добродушных настроений, этого сделать нельзя. Гаррисон пытается их разрабатывать, но выходит не очень: убийство вроде как недопустимо, но в случаях нужды допускается, а об убийствах за кадром (война ведь!) как-то и не упоминается вовсе. Впрочем, помимо идейных ляпов, "Месть стальной крысы" изобилует ляпами сюжетными - которые иногда связанны. Например, абсолютно неверибельный финал с туристической планетой заодно снимает с неоправданной лёгкостью вопрос об ответственности покорных масс... Ну а сам "сложный" план, с помощью которого Клизанд покорял планеты, не выдерживает никакой критики.
Из достоинств следует отметить всё ещё лёгкий язык и авторский тон, заставляющий, как ни крути, улыбнуться, несколько довольно интересных штучек ди Гриза (хотя некоторые из них нарочито притянуты за уши, чтоб расцветить текст) и довольно яркий образ клизандской муштры и бюрократии.
В целом "Месть стальной крысы" всё ещё можно прочитать, скажем, коротая вечер в поезде, но уже не хочется специально рекомендовать на эту роль.
Впрочем, все это ничуть не уменьшило моего удовольствия от чтения.
Jasherk, едва ли Гаррисон, на годы наибольшей творческой активности которого как раз пришлись Уотергейт и все прочее, был уж настолько наивен...
А вторая часть - да, послабее. Хотя, тоже прочитал когда-то не без удовольствия. Насчет совершенно смешного клизандского плана согласен. Возможно, Гаррисон и сам остался не вполне удовлетворен результатом. Поэтому один из приквелов называется "Стальная крыса идет в армию" и повествует, в общем, о том же. Как Джим проник в агрессивную армию и сорвал вторжение. Так сказать, попытка вторая (по внутренней хронологии серии - первая).
Что касается наивности Гаррисона, мне кажется, что некоторая наивность в области политики ему, все же, свойственна. Точнее, не ему лично, а американцам вообще. Т.е. они не то, чтобы верят во всеобщую честность и порядочность, нет, они знают, что существуют плохие парни и грязные трюки. Но при этом верят, что даже беспринципные злодеи, все же, действуют в каких-то рамках. Помнишь, "Бегущего человека"? Тоталитарное общество, полицейское государство, все дела. Даже вот мирные демонстрации расстреливают. Но при этом главный герой с украденным удостоверением личности, находящийся в розыске, спокойно покупает билет на международный рейс и собирается улететь из страны. И улетел бы, не выдай его журналистка в аэропорту. В общем, некоторых нюансов диктатуры и тоталитаризма они просто представить себе не могут. И в этом смысле действительно несколько наивны.
Собственно, упомянутый Уотергейт дает тот же урок: да, плохие парни использовали грязные трюки, но они разоблачены, пригвождены и заклеймены, восторжествовало то, чему положено торжествовать.
Ну да, есть такой момент, пожалуй... Хотя тут можно усмотреть и своего рода межнациональную черту - вот в советских сказках тоже стоит всем осознать, что жирные буржуины их притесняют, как тем наступает полный импичмент.
Хотя всё это напоминает нам о великом разочаровании Даши-путешественницы...
Кстати, у Буджолд есть интересный момент в "Ученике воина". Контекст такой: главный герой - Майлз Форкосиган - со своей подругой детства Элен приезжают с полуфеодального предельно милитаризованного Барраяра на Колонию Бета - очень развитую планету (изрядно напоминающую США, кстати, как и Барраяр изрядно напоминает очень идеализированный сталинский СССР). Девушка юная, наивная и нигде кроме Барраяра не бывала, а Майлз в том же возрасте, но получил неплохое образование, да и на Бете уже бывал. И происходит такой диалог.
"– Здесь все выглядят такими свободными, – произнесла Елена, облизывая пальцы и сверкающими глазами оглядываясь вокруг. – Здесь нигде не увидишь ни солдат, ни охранников. Женщина… женщина может стать здесь кем угодно.
– Это зависит от того, что понимать под свободой, – сказал Майлз. – Они тут устанавливают правила, которых мы дома ни за что не потерпели бы. Ты бы видела, как все они бросаются бежать, когда объявляют учебную тревогу – утечку энергии или песчаную бурю. У них нет пограничной зоны для… не знаю, как это сформулировать… для неудачников общества?
Непонимающая, сбитая с толку Елена растерянно улыбнулась: – Но каждый устраивает свой брак сам.
– А ты знаешь, что здесь ты обязан иметь разрешение, чтобы завести ребенка? Первый – бесплатно, а вот потом…"