Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Серия "Повседневная жизнь..." очень хороша по задумке и плоха тем, что в ней издают всё, что мало-мальски можно к этой задумке за уши притянуть. Мне с книгами из этой серии часто не везёт - вот и с "Повседневной жизнью Китая в эпоху Мин" Владимира Малявина не повезло.
Это, в сущности, неумеренно объёмное философское эссе, для которого китайская культура служит только поводом. Поскольку автор указывает, что сущность китайской культуры и традиции (которую он трактует почти мистически, напоминая мне недавно прочитанный труд Лосева о мифе - думаю, Малявину его соображения близки) невыразима и была скрыта от самих китайцев, он имеет полное моральное право рассуждать о ней как угодно, при этом практически не ссылаясь на первоисточники. Вообще невыразимое - идейный центр книги; в противовес стремящейся всё выразить, отчеканить и закабалить логикой европейской культуре китайская - целомудренна, китайцы выражают наиболее значимое только через его отсутствие, традиция - это манифестация того, чего в ней нет... На беду, коль скоро оно невыразимое, то и сказать о нём, помимо этого, нечего, - Владимир Малявин, однако, чрезвычайно многословно (и утяжеляя свою речь философским вокабулярием как только возможно) повторяет эту мысль на все лады. Это очень, очень скучно и на мой личный взгляд малополезно.
Впрочем, всё-таки до конца от конкретной тематики книги автор не отрывается. В качестве отправной точки повторяющихся рассуждений о форме бесформенного и демонстрации через сокрытие он приводит сведения о приметах китайской жизни. Из книги Малявина можно узнать о годовом круге китайских праздников, об устройстве и эстетике китайского сада, о конфликте "учёных мужей" как бюрократов и "праздных" учёных, не гонящихся за государственными экзаменами, об отношении к женской красоте и о принципах построения портрета и пейзажа... К сожалению, почти всё это - очень конспективно. Таких деталей, которых я всегда ищу в книгах серии, как подробное описание костюма, рациона и распорядка дня, в книге нет вовсе. Не проведены достаточно чётко и грани между социальными слоями - читатель может догадаться, что сады были хобби для богатых, а описанное устройство дома характерно для крестьянства и мещан, живущих в стеснённых условиях, но ничего этого Малявин не уточняет. Очень радуют - когда они есть - цитаты из источников (не могу не выразить удивление, что даосские трактаты написаны, похоже, яснее, чем авторский текст), особо нужно отметить приложение, где они даны хоть относительно пространно: о заваривании чая, о составлении букетов и любовании ими, о красавицах и правильном к ним отношении, о благовониях и об эстетике быта. Все эти отрывки интересны чрезвычайно.
Вообще "Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин" интересна ровно настолько, насколько интересна заявленная в названии тема. К сожалению, осталось от этой темы в книге немного - из 450 страниц не больше трети посвящено, собственно, ей. А остальное, честно говоря, совсем не хочется читать. Уверен, вы сумеете найти более удачные источники по культуре эпохи Мин.

@темы: смотрит в книгу - видит..., мне не нравится этот корабль, мне не нравится эта команда, и вообще мне всё не нравится, собрание фактов, которых не должно было быть