Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вы, возможно, думаете, что худший, нелепейший, самый уморительный и самый уродливый кусок wanna-be-кинематографа - это "Комната" Томми Вайсо. Я и сам так думал, но сегодня посмотрел "Pocket Ninjas".
Все мы знаем тот тип фильмов, где сценарий переписывали раз двадцать. При просмотре "Pocket Ninjas" создаётся впечатление, что его так и не закончили переписывать к тому моменту, как завершился процесс монтажа и фильм выпустили в прокат. Это последовательность сцен, крайне слабо связанных между собой по смысле и стилистически (а порой и просто несовместимых), во многих из которых актёры, похоже, не знали, что конкретно они должны играть. Дополнительный шок переживаешь, узнав, что это впечатление совершенно правильное: "Pocket Ninjas" сняты в соответствии с принципом "дзэнской кинематографии" - то есть без заранее написанного сценария, ничем не ограничивая "спонтанную креативность". Рискуя показаться зашоренным и ограниченным, я, судя по этому примеру, не особенно доверяю этому методу. Цитируя одного моего соигрока по D&D, "самоестественность ужасна".
Я попробую всё же описать то, что видно на экране, и если это покажется сумбурным - поверьте, на самом деле всё гораздо невнятнее! Итак, фильм начинается с легенды о борьбе зловещих стингеров с орденом Драконов, носящих маски силы, и сообщения о том, что сейчас и те, и другие, встретились в маленьком американском городке; при этом на экране мы видим битву гопников в компании с могучим рычащим гигантом (это, по всей видимости, Кобра Хан, лидер стингеров) с Белым Драконом - ниндзя в маске. Возможно, это флэшбэк. Затем ту же самую историю повторяет своим трём ученикам (мальчику и девочке лет четырнадцати и десятилетнему парнишке) тренер по каратэ, носящий звёздно-полосатое кимоно. Он даёт им три маски, и подростки вступают на путь борьбы со стингерами. Далее следует несколько сцен тренировок, их и стингеров, общей продолжительностью минут пятнадцать... И вдруг мы видим главгероев на чердаке, листающих комиксы на непонятном, предположительно, японском языке. Каждый из них выдвигает свою версию сюжета, одна из которых более или менее коррелирует с тем, что показано прежде, и фильм возвращается к этой основной линии с тем, чтоб ещё несколько раз переключиться на детей на чердаке в дальнейшем и, видимо, в итоге подать всё как аллегорическую коллективную фантазию...
По всей видимости (хоть я не могу за это ручаться, так глубоко не копал), тему фантазирования по комиксам ввели в сюжет на последнем этапе, когда активиста "дзэнского" кино Дональда Джексона отстранили от съёмок и продюсер Дэйв Хуэй принялся адаптировать отснятый материал под традиционные представления о детском кино при помощи Дэйва Эдди, который вообще-то был на фильме (sic!) мастером по звуковым эффектам. По крайней мере, две сцены, резко, просто вопиюще выделяющиеся из общей стилистики фильма - битву на заводе воздушных шаров и финальное сражение в видеоигре - снял именно Дэвид Хуэй... и, надо признать, это самые удачные сцены "Pocket Ninjas". В отличие от других, которые если и смешны, то в силу своей предельной убогости и радикального отсутствия смысла, эти сцены представляют собой буффонаду, может быть, довольно простую и безыскусную, но смешную в собственном смысле и такой, очевидно, задуманную. Нет, правда, аркадный файтинг с живыми актёрами это смешно... хотя и очень тупо.
Об актёрской игре говорить сложно - при таком сценарии (или, скорее, его отсутствии) едва ли хорошо смотрелся бы хоть дуэт Михаила Чехова с Орсоном Уэллсом. Зато стоит отметить, что тут снимается Роберт З'Дар, человек с совершенно потрясающим лицом, в сущности, делающим излишними как игру, так и грим со спецэффектами. К сожалению, люди с менее выразительными лицами стараются, в общем, не лучше. Единственное исключение - юный Рик Рабаго, играющий десятилетнего лидера преступного мира; но, возможно, актёру просто не приходилось имитировать взгляд, говорящий "боже, я окружён идиотами"...
В итоге я должен признать, что в "Pocket Ninjas" и правда есть нечто дзэнское - пред лицом этого фильма приходится отказаться от оценочных суждений, и этот своеобразный хлопок одной рукой по лицу кинематографии невозможно забыть, хотя это, пожалуй, самое близкое к комплименту, что о нём вообще можно сказать...
Все мы знаем тот тип фильмов, где сценарий переписывали раз двадцать. При просмотре "Pocket Ninjas" создаётся впечатление, что его так и не закончили переписывать к тому моменту, как завершился процесс монтажа и фильм выпустили в прокат. Это последовательность сцен, крайне слабо связанных между собой по смысле и стилистически (а порой и просто несовместимых), во многих из которых актёры, похоже, не знали, что конкретно они должны играть. Дополнительный шок переживаешь, узнав, что это впечатление совершенно правильное: "Pocket Ninjas" сняты в соответствии с принципом "дзэнской кинематографии" - то есть без заранее написанного сценария, ничем не ограничивая "спонтанную креативность". Рискуя показаться зашоренным и ограниченным, я, судя по этому примеру, не особенно доверяю этому методу. Цитируя одного моего соигрока по D&D, "самоестественность ужасна".
Я попробую всё же описать то, что видно на экране, и если это покажется сумбурным - поверьте, на самом деле всё гораздо невнятнее! Итак, фильм начинается с легенды о борьбе зловещих стингеров с орденом Драконов, носящих маски силы, и сообщения о том, что сейчас и те, и другие, встретились в маленьком американском городке; при этом на экране мы видим битву гопников в компании с могучим рычащим гигантом (это, по всей видимости, Кобра Хан, лидер стингеров) с Белым Драконом - ниндзя в маске. Возможно, это флэшбэк. Затем ту же самую историю повторяет своим трём ученикам (мальчику и девочке лет четырнадцати и десятилетнему парнишке) тренер по каратэ, носящий звёздно-полосатое кимоно. Он даёт им три маски, и подростки вступают на путь борьбы со стингерами. Далее следует несколько сцен тренировок, их и стингеров, общей продолжительностью минут пятнадцать... И вдруг мы видим главгероев на чердаке, листающих комиксы на непонятном, предположительно, японском языке. Каждый из них выдвигает свою версию сюжета, одна из которых более или менее коррелирует с тем, что показано прежде, и фильм возвращается к этой основной линии с тем, чтоб ещё несколько раз переключиться на детей на чердаке в дальнейшем и, видимо, в итоге подать всё как аллегорическую коллективную фантазию...
По всей видимости (хоть я не могу за это ручаться, так глубоко не копал), тему фантазирования по комиксам ввели в сюжет на последнем этапе, когда активиста "дзэнского" кино Дональда Джексона отстранили от съёмок и продюсер Дэйв Хуэй принялся адаптировать отснятый материал под традиционные представления о детском кино при помощи Дэйва Эдди, который вообще-то был на фильме (sic!) мастером по звуковым эффектам. По крайней мере, две сцены, резко, просто вопиюще выделяющиеся из общей стилистики фильма - битву на заводе воздушных шаров и финальное сражение в видеоигре - снял именно Дэвид Хуэй... и, надо признать, это самые удачные сцены "Pocket Ninjas". В отличие от других, которые если и смешны, то в силу своей предельной убогости и радикального отсутствия смысла, эти сцены представляют собой буффонаду, может быть, довольно простую и безыскусную, но смешную в собственном смысле и такой, очевидно, задуманную. Нет, правда, аркадный файтинг с живыми актёрами это смешно... хотя и очень тупо.
Об актёрской игре говорить сложно - при таком сценарии (или, скорее, его отсутствии) едва ли хорошо смотрелся бы хоть дуэт Михаила Чехова с Орсоном Уэллсом. Зато стоит отметить, что тут снимается Роберт З'Дар, человек с совершенно потрясающим лицом, в сущности, делающим излишними как игру, так и грим со спецэффектами. К сожалению, люди с менее выразительными лицами стараются, в общем, не лучше. Единственное исключение - юный Рик Рабаго, играющий десятилетнего лидера преступного мира; но, возможно, актёру просто не приходилось имитировать взгляд, говорящий "боже, я окружён идиотами"...
В итоге я должен признать, что в "Pocket Ninjas" и правда есть нечто дзэнское - пред лицом этого фильма приходится отказаться от оценочных суждений, и этот своеобразный хлопок одной рукой по лицу кинематографии невозможно забыть, хотя это, пожалуй, самое близкое к комплименту, что о нём вообще можно сказать...