Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Как известно, Говард Филипс Лавкрафт при жизни не опубликовал ни одной книги и был известен, в сущности, только друзьям, писавшим для тех же сомнительных журналов. С его предтечей дело обстояло схожим образом, и открытие Уильяма Хоупа Ходжсона широкой публикой ещё не завершено в полной мере. Рискну предположить, что прчина в том, что Ходжсон потрясающе неталантлив.
Я вот поверил многочисленным положительным рецензиям, восторгам и дифирамбам "одному из основателей жанра хоррор" и даже подарил в своё время кому-то его книгу - мне теперь так за это стыдно. Судя по его роману "Ночная Земля", книги Ходжсона стоит дарить только врагам.
Это книга о человеке, живущем в далёком-далёком будущем, когда солнце уже сотни тысяч лет как погасло, а остатки человечества живут в гигантской сверхпрочной пирамиде, окружённой хтоническими чудовищами. Он ощущает телепатический зов своей переродившейся возлюбленной из прошлой жизни (покойной жены рассказчика, который все это как бы пред-видит, о чём, впрочем, после второй главы и не вспоминают почти) и отправляется на её поиски в многотрудный путь по Ночной Земле. Звучит круто, да? Но Ходжсон сделал всё, чтоб круто не было.
Во-первых, язык. Это просто потрясающее отсутствие вкуса у автора. Язык нарочито выспренний и архаический, искусственно утяжелённый и явно тяготеющий к сентиментализму. Во второй половине романа, после того, как герой находит любимую, он становится ещё и ужасающе слащавым: слова "милая", "Дева" и "целовать" используются едва ли не чаще предлогов и местоимений. Очень много бессистемно расставленных заглавных букв в словах типа Древнее Знание, Любовь, Святые и Глубокие Мысли. Диалогов в книге фактически нет - их заменяет краткий пересказ разговоров.
Вообще-то "Ночную Землю" вернее представлять предтечей не лавкрафтовского Мифоса, а "конины". В романе не только нет ни одного эпизода не только пугающего, но и хоть бы претендующего на это; Ходжсон почти никогда не описывает монстров, которых упоминает, характеризует нависшие над героем опасности весьма скупо и однообразно, и вообще не очень-то интересуется Великими Силами Зла, овладевшими Землей. В первую очередь это история о чрезвычайно доблестном, бесстрашном и физически сильном (рассказчик многократно подчёркивает это в пароксизмах самолюбования) мужчине, находящем и затем защищающем прекрасную деву (она даже несколько раз остаётся раздетой в ключевые моменты опасности, всё по закону жанра). Правда, описывать захватывающий экшн у Ходжсона тоже получается не слишком-то хорошо... По какой-то причине он считает необходимым скрупулёзно отмечать и описывать всякий раз, как герой принимает пищу, упоминать, сколько часов он шёл в этот день, а на обратном пути к этому перечню прибавляется перечисление каждого поцелуя, которым обменялись влюблённые, того, как они неизменно делят плащ и т.д. и т.п. Всё это быстро утомляет, а приключениями разбавлено весьма умеренно.
И всё это, прошу заметить, - в облагороженном и сокращённом переводе, где длинноты и ненужные повторы были по возможности урезаны! Мне страшно подумать, какова "Ночная Земля" в оригинале.
В целом перед нами чистая графомания. У романа почти нет идеи, он просто и прямолинеен как рельса (и примерно столь же интересен), дурно написан и, в сущности, посвящён только тому, чтоб сильное и благородное альтер-эго автора демонстрировало силу и благородство и наслаждалось любовью с Девой по модели, совершенно идентичной сюжетам, популярным ныне среди битардов (те, с обращением "онии-сан" и смесью сабмиссивности и нарочитой заботы). Такой текст был бы адекватен где-то на фикбуке. "Ночная Земля", бесспорно, вносит нечто новое - пересечение мистики и научной фантастики, гигантоманию (миллионы лет! десятки миль! слизень размером с линкор!) и образ человечества в осаде хтонических сил чуждого зла; но организмы на самом раннем этапе своего развития часто склизкие, уродливые и нежизнеспособные, и в данном случае то же относится к жанру. Ходжсон - явно не та классика, которую стоит читать.

@темы: смотрит в книгу - видит..., мне не нравится этот корабль, мне не нравится эта команда, и вообще мне всё не нравится

Комментарии
20.09.2013 в 14:27

Because Lovecraft.
Он знаменит в первую очередь циклом про Карнаки, разухабисто-развлекательном, и морскими романами ужаса, которые очень хороши)) "Ночная земля" у него не самое типичное, это больше эксперимент, как мне кажется

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии