Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал "Нескромные сокровища" Дени Дидро. Не без трепета приступал я к сатирическому роману XVIII века о говорящих гениталиях, и надо признать, опасения мои были не беспочвенны.
Суть сюжета проста чрезвычайно: султан Конго (подозрительно похожего на Париж), пресытившись всеми придворными сплетнями, попросил летающего на совах гения Кукуфу найти иной источник развлечения и получил волшебное кольцо, заставляющее говорить половые органы любой женщины, на которую его направишь. "Сокровища" (как их неизменно называет галантный автор) начинают с того, что выдают все непосредственно относящиеся к ним тайны, но заодно уж выдают и вообще все тайные помысли и страсти своих хозяек (впрочем, из них лишь редкие не исходят именно из области "сокровищ"). В перерывах между разговорами с влагалищами султан беседует со своей фавориткой (то есть с её верхним ртом) о философии...
Начинаются "Нескромные сокровища" очень бодро - Дидро лихо описывает своё воображаемое Конго, пародируя модный ориентализм и рассыпая каламбуры, сюрреалистические детали и остроумные намеки на современное автору общество; фривольность на грани фола, но не переходящая границ хорошего вкуса. Это очень забавно, замечательно написано и может послужить прекрасным развлечением. Даже элемент сатиры на нравы, неизбежно довольно дидактический, не портит этого впечатления... сначала. Дело в том, что перед нами роман - он велик и, к сожалению. совершенно лишён структуры и внятного сюжета. Основное действие, в сущности, крайне однообразно (как легко понять, сокровища могут выдать лишь довольно однотипные тайны), а перебивают его явственно вставные эпизоды (не оставляет ощущение, что Дидро просто включил в роман множество своих черновиков, почти их не переписывая), причём едва ли уместные (по крайней мере для меня аллегория о платонизме в истории про говорящую пизду смотрится странно) и, что важнее, совсем не забавные. Многие из них, видимо, содержат намёки на какие-то остро-актуальные в момент написания темы и, быть может, были хороши тогда, но сейчас темны и невнятны.
Кроме того, "Нескромные сокровища" изрядно отдают мизогинией. Видимо, Дидро и сам осознавал это и старался исправить впечатление - главная героиня подчёркнуто полна достоинств, а вот основные персонажи-мужчины и циничны, и легкомысленны... Но всё-таки это не перевешивает бесконечной чреды эпизодов, в которых женщины безостановочно и бесстыдно спариваются с кем угодно, отдаются за вознаграждение и т.д., а равно и рассуждений на эту тему. Понятно, что такая проблема предопределена сюжетом, но, опять же, бросается в глаза она именно из-за объёма.
Короче говоря, это было бы прелестно как короткий фельетон, непристойный анекдот, раскрашенный изящным стилем и пародийной эстетикой, но как роман "Нескромные сокровища" утомительны более, чем забавны. Читать стоит, скажем, главы до десятой, ну и несколько более поздних эпизодов.

@темы: трэш, угар и содомия, смотрит в книгу - видит..., мсье знает толк в извращениях