Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Как же год - да хоть без одного романа Г.Л. Олди? На сей раз - "Богадельня".
Осень Средневековья... Впрочем, нет, Средневековье, похоже, не спешит увядать. Огнестрельное оружие не умалило значения рыцарства, потому что его, похоже, не изобрели; этого значения не умалили даже организованные крупные отряды простецов-лучников, которых тут тоже нет. Впрочем, очевидно, не было и Азенкура... Тишь, гладь и Божья благодать. А все оттого, что население поголовно вооружено и оттого терпеть оружие не может, единственным же исключением является аристократия - тем оружие не нужно, ибо они сами по себе - оружие. Сила, скорость реакции, выносливость, гибкость - всё это возрастает у отпрыска благородного рода до невероятия, когда он проходит Обряд. Впрочем, Обряд проходит и другая группа людей, менее бросающаяся в глаза и более неоднородная: поэты, предсказатели, люди искусства и науки; им даруется когда исключительная одарённость или поразительно цепкий интеллект, а когда и способности прямо пророческие... Ну да это всё присказка. Сказка же начинается с того, что шлюха беременеет от клиента - юного аристократа, ещё только готовящегося к Обряду, в которого на беду своё влюбилась, - а оттого не сводит плод, а, обидевшись на переменившегося любовника, бежит в никуда; никуда оказывается глухой деревней, где и растёт мальчик благородных кровей, для которого, конечно, некому подать прошение об Обряде. Вот и мается Витольд или, проще, Вит всякими хворобами, пока тело хочет стать оружием, да не знает - как; а как задевает нечаянно это недокованное оружие мытаря - да насмерть, приходится Виту в город бежать, там-то и начинается настоящая сказка...
Одна из любимейших, если не наиглавнейшая, тем Олди - сила, достающаяся даром (или, чаще, вроде-как-даром - но без труда и усилия). Вроде бы и "Богадельня" об этом, не зря она объединяется в цикл с "Магом в законе"... Ан вроде бы и об этом, да совсем с другого конца. Сила-то тут, хоть и дающаяся почти без тренировки, но не скажешь, что дармовая - достаётся она дорого, а главное - никто этих даров не ищет; просто так заведено, да и выбора нет: не пройди аристократ или потомственный звездочёт Обряд вовремя, проживёт он недолго. Вот об отсутствии выбора и говорит "Богадельня". Все вроде бы счастливы - если не считать наваливающейся скуки, телесной агонии, постоянного стыда и ощущения своей ущербности, - но что-то в идее башни из людей не так; что-то не так в отношении к людям как к инструментам - даже если хорошенько, любовно их точишь. "Закон, польза... а как же любовь?" - восклицали Олди в другой книге, и "Богадельня" вторит этому вопросу.
Написан роман, с одной стороны, прекрасным языком. У Олди вообще почти всегда прекрасный литературный стиль, а в данном случае они ещё и даои себе волю, делая текст максимально "вкусным" - насыщенным и поэтическими образами, и фактурными описаниями, так, что порой можно упустить на мгновение сюжетную нить, увлекшись непривычными и сочными эпитетами, почти эпическими повторами и прочими изысками стиля. Не пожалели авторы и красок на персонажей - всяк выписан выпукло, пусть персонаж и участвует в сюжете только в роли массовки. Однако "Богадельня" всё же неидеальна; есть у Олди - хоть и не слишком часто проявляющаяся - склонность, когда главное в романе, идея, самая суть высказаны и выражены, спешить с завершением книги. Так и с "Богадельней" - весь роман на полутонах, лишь задним числом замечаешь, как основные его темы - душа-тело, любовь-лояльность, самоотверженность-обезличенность - просвечивают сквозь каждую главу, во всякой сцене, но в конце концов приходит время авторам выразить это эксплицитно... и тут сюжет начинает спешить. Кажется, что впереди должно быть ещё страниц двести-триста, не меньше, но "Богадельня" кончается через полсотни. Нет, нельзя сказать, что конец этот вымученный или герои потеряли достоверность, запрыгав по указке своих создателей: но многое можно было б объяснить пообстоятельней, многие моменты подать более развернуто; есть несколько персонажей, от которых я ожидал нового появления в сюжете, скрытой до поры значимости, Олди явно уделили им немало внимания, - но больше они в тексте не появляются и роли не играют. Это досадно, будто окончание занимательнейшей истории собеседник досказал набегу, заодно натягивая пальто и боясь опоздать на метро.
В целом же "Богадельня" - ещё один необычный и очень интересный мир, какие Олди творят столь успешно, это десятки запоминающихся персонажей, это отличный стиль и, наконец, это весьма насыщенная пища для ума.
Осень Средневековья... Впрочем, нет, Средневековье, похоже, не спешит увядать. Огнестрельное оружие не умалило значения рыцарства, потому что его, похоже, не изобрели; этого значения не умалили даже организованные крупные отряды простецов-лучников, которых тут тоже нет. Впрочем, очевидно, не было и Азенкура... Тишь, гладь и Божья благодать. А все оттого, что население поголовно вооружено и оттого терпеть оружие не может, единственным же исключением является аристократия - тем оружие не нужно, ибо они сами по себе - оружие. Сила, скорость реакции, выносливость, гибкость - всё это возрастает у отпрыска благородного рода до невероятия, когда он проходит Обряд. Впрочем, Обряд проходит и другая группа людей, менее бросающаяся в глаза и более неоднородная: поэты, предсказатели, люди искусства и науки; им даруется когда исключительная одарённость или поразительно цепкий интеллект, а когда и способности прямо пророческие... Ну да это всё присказка. Сказка же начинается с того, что шлюха беременеет от клиента - юного аристократа, ещё только готовящегося к Обряду, в которого на беду своё влюбилась, - а оттого не сводит плод, а, обидевшись на переменившегося любовника, бежит в никуда; никуда оказывается глухой деревней, где и растёт мальчик благородных кровей, для которого, конечно, некому подать прошение об Обряде. Вот и мается Витольд или, проще, Вит всякими хворобами, пока тело хочет стать оружием, да не знает - как; а как задевает нечаянно это недокованное оружие мытаря - да насмерть, приходится Виту в город бежать, там-то и начинается настоящая сказка...
Одна из любимейших, если не наиглавнейшая, тем Олди - сила, достающаяся даром (или, чаще, вроде-как-даром - но без труда и усилия). Вроде бы и "Богадельня" об этом, не зря она объединяется в цикл с "Магом в законе"... Ан вроде бы и об этом, да совсем с другого конца. Сила-то тут, хоть и дающаяся почти без тренировки, но не скажешь, что дармовая - достаётся она дорого, а главное - никто этих даров не ищет; просто так заведено, да и выбора нет: не пройди аристократ или потомственный звездочёт Обряд вовремя, проживёт он недолго. Вот об отсутствии выбора и говорит "Богадельня". Все вроде бы счастливы - если не считать наваливающейся скуки, телесной агонии, постоянного стыда и ощущения своей ущербности, - но что-то в идее башни из людей не так; что-то не так в отношении к людям как к инструментам - даже если хорошенько, любовно их точишь. "Закон, польза... а как же любовь?" - восклицали Олди в другой книге, и "Богадельня" вторит этому вопросу.
Написан роман, с одной стороны, прекрасным языком. У Олди вообще почти всегда прекрасный литературный стиль, а в данном случае они ещё и даои себе волю, делая текст максимально "вкусным" - насыщенным и поэтическими образами, и фактурными описаниями, так, что порой можно упустить на мгновение сюжетную нить, увлекшись непривычными и сочными эпитетами, почти эпическими повторами и прочими изысками стиля. Не пожалели авторы и красок на персонажей - всяк выписан выпукло, пусть персонаж и участвует в сюжете только в роли массовки. Однако "Богадельня" всё же неидеальна; есть у Олди - хоть и не слишком часто проявляющаяся - склонность, когда главное в романе, идея, самая суть высказаны и выражены, спешить с завершением книги. Так и с "Богадельней" - весь роман на полутонах, лишь задним числом замечаешь, как основные его темы - душа-тело, любовь-лояльность, самоотверженность-обезличенность - просвечивают сквозь каждую главу, во всякой сцене, но в конце концов приходит время авторам выразить это эксплицитно... и тут сюжет начинает спешить. Кажется, что впереди должно быть ещё страниц двести-триста, не меньше, но "Богадельня" кончается через полсотни. Нет, нельзя сказать, что конец этот вымученный или герои потеряли достоверность, запрыгав по указке своих создателей: но многое можно было б объяснить пообстоятельней, многие моменты подать более развернуто; есть несколько персонажей, от которых я ожидал нового появления в сюжете, скрытой до поры значимости, Олди явно уделили им немало внимания, - но больше они в тексте не появляются и роли не играют. Это досадно, будто окончание занимательнейшей истории собеседник досказал набегу, заодно натягивая пальто и боясь опоздать на метро.
В целом же "Богадельня" - ещё один необычный и очень интересный мир, какие Олди творят столь успешно, это десятки запоминающихся персонажей, это отличный стиль и, наконец, это весьма насыщенная пища для ума.
Но среди книг Олди, "Богадельня" лично для меня книга на троечку.