Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Как же год - да хоть без одного романа Г.Л. Олди? На сей раз - "Богадельня".
Осень Средневековья... Впрочем, нет, Средневековье, похоже, не спешит увядать. Огнестрельное оружие не умалило значения рыцарства, потому что его, похоже, не изобрели; этого значения не умалили даже организованные крупные отряды простецов-лучников, которых тут тоже нет. Впрочем, очевидно, не было и Азенкура... Тишь, гладь и Божья благодать. А все оттого, что население поголовно вооружено и оттого терпеть оружие не может, единственным же исключением является аристократия - тем оружие не нужно, ибо они сами по себе - оружие. Сила, скорость реакции, выносливость, гибкость - всё это возрастает у отпрыска благородного рода до невероятия, когда он проходит Обряд. Впрочем, Обряд проходит и другая группа людей, менее бросающаяся в глаза и более неоднородная: поэты, предсказатели, люди искусства и науки; им даруется когда исключительная одарённость или поразительно цепкий интеллект, а когда и способности прямо пророческие... Ну да это всё присказка. Сказка же начинается с того, что шлюха беременеет от клиента - юного аристократа, ещё только готовящегося к Обряду, в которого на беду своё влюбилась, - а оттого не сводит плод, а, обидевшись на переменившегося любовника, бежит в никуда; никуда оказывается глухой деревней, где и растёт мальчик благородных кровей, для которого, конечно, некому подать прошение об Обряде. Вот и мается Витольд или, проще, Вит всякими хворобами, пока тело хочет стать оружием, да не знает - как; а как задевает нечаянно это недокованное оружие мытаря - да насмерть, приходится Виту в город бежать, там-то и начинается настоящая сказка...
Одна из любимейших, если не наиглавнейшая, тем Олди - сила, достающаяся даром (или, чаще, вроде-как-даром - но без труда и усилия). Вроде бы и "Богадельня" об этом, не зря она объединяется в цикл с "Магом в законе"... Ан вроде бы и об этом, да совсем с другого конца. Сила-то тут, хоть и дающаяся почти без тренировки, но не скажешь, что дармовая - достаётся она дорого, а главное - никто этих даров не ищет; просто так заведено, да и выбора нет: не пройди аристократ или потомственный звездочёт Обряд вовремя, проживёт он недолго. Вот об отсутствии выбора и говорит "Богадельня". Все вроде бы счастливы - если не считать наваливающейся скуки, телесной агонии, постоянного стыда и ощущения своей ущербности, - но что-то в идее башни из людей не так; что-то не так в отношении к людям как к инструментам - даже если хорошенько, любовно их точишь. "Закон, польза... а как же любовь?" - восклицали Олди в другой книге, и "Богадельня" вторит этому вопросу.
Написан роман, с одной стороны, прекрасным языком. У Олди вообще почти всегда прекрасный литературный стиль, а в данном случае они ещё и даои себе волю, делая текст максимально "вкусным" - насыщенным и поэтическими образами, и фактурными описаниями, так, что порой можно упустить на мгновение сюжетную нить, увлекшись непривычными и сочными эпитетами, почти эпическими повторами и прочими изысками стиля. Не пожалели авторы и красок на персонажей - всяк выписан выпукло, пусть персонаж и участвует в сюжете только в роли массовки. Однако "Богадельня" всё же неидеальна; есть у Олди - хоть и не слишком часто проявляющаяся - склонность, когда главное в романе, идея, самая суть высказаны и выражены, спешить с завершением книги. Так и с "Богадельней" - весь роман на полутонах, лишь задним числом замечаешь, как основные его темы - душа-тело, любовь-лояльность, самоотверженность-обезличенность - просвечивают сквозь каждую главу, во всякой сцене, но в конце концов приходит время авторам выразить это эксплицитно... и тут сюжет начинает спешить. Кажется, что впереди должно быть ещё страниц двести-триста, не меньше, но "Богадельня" кончается через полсотни. Нет, нельзя сказать, что конец этот вымученный или герои потеряли достоверность, запрыгав по указке своих создателей: но многое можно было б объяснить пообстоятельней, многие моменты подать более развернуто; есть несколько персонажей, от которых я ожидал нового появления в сюжете, скрытой до поры значимости, Олди явно уделили им немало внимания, - но больше они в тексте не появляются и роли не играют. Это досадно, будто окончание занимательнейшей истории собеседник досказал набегу, заодно натягивая пальто и боясь опоздать на метро.
В целом же "Богадельня" - ещё один необычный и очень интересный мир, какие Олди творят столь успешно, это десятки запоминающихся персонажей, это отличный стиль и, наконец, это весьма насыщенная пища для ума.

@темы: смотрит в книгу - видит...

Комментарии
17.10.2013 в 10:46

Сын божий замужем
Леммивинкс, Король Хомячков, с огромной нежностью люблю и искренне уважаю Олди, но как раз "Богадельня" так и не стала мне близка. Наверно, потому что не получилось душой прикипеть ни к одному из персонажей, как было с героями других их книг. Так, чтобы боль и обида героя воспринимались, как твоя личная травма. Чтобы их радость накрывала с головой. Чтобы было ощущение, что хоть немного но живешь их жизнью. В "Богадельне", как ни парадоксально, мне больше всего понравились вставки в скобках, которые сами Олди объясняли прорывами другой реальности из нормального мира, а для меня они казались наоборот особыми ассоциативными оттенками, подчеркивающими происходящее. Именно эти акценты произвели самое сильное впечатление.
Но среди книг Олди, "Богадельня" лично для меня книга на троечку.
17.10.2013 в 17:30

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Jasherk, похоже,это мнение многие разделяют... Я не стану хвалить все, написанное Олди,но именно этот роман к неудачам не отнес бы, хоть и лучшим в их творчестве не назову... Видимо,вопрос вкуса -мне как раз многие персонажи полюбились,особенно из второстепенных.
18.10.2013 в 22:50

Сын божий замужем
Леммивинкс, Король Хомячков, да, я тоже особенно смакую второстепенных, а иногда даже вскользь упомянутых персонажей. У тех же Олди, в "Гарпии" у меня было ощущения, что вещь выиграла бы как сборник рассказов о жизни разных героев, а не как цельное произведение.
19.10.2013 в 00:19

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Jasherk, и опять не могу согласиться...((

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии