Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал "Повседневную жизнь французов во времена религиозных войн" Жана Мари Константа. Не уверен даже, что о ней сказать...
Эта книга вызывает прежде всего недоумение. Автор явно владеет материалом и, более того, заинтересован в нем. Однако изложить его внятно Констант будто не способен - по всей видимости, не от недостатка, а от избытка понимания; наиболее характерен пример с Варфоломеевской ночью - автор постулирует, что читателю хорошо известны её основные события, а затем перечисляет вопросы, вызывающие споры историков, вываливая множество ранее не упоминавшихся имен и фактов. Я уж подумал, что это просто не научно-популярный текст, а текст для специалистов, и можно винить лишь издателей, включивших его в эту серию, но, похоже, это не так - Констант многое разъясняет достаточно подробно, многое повторяет несколько раз... Беда в том, что "Повседневная жизнь французов..." ужасно структурирована: последовательность глав сама по себе вызывает вопросы (например, понятие католической Лиги вводится только в середине книги, но до того автор постоянно говорит о лигистах и роялистах), но и внутри их Констант склонен скатываться к частным темам, что, при довольно громоздком стиле, очень мешает следовать за авторской мыслью.
Ещё одна сложность - хоть это уже не претензия к, собственно, книге, - с "Повседневной жизнью французов во времена религиозных войн" состоит в том, что работа не совсем соответствует своему заглавию. Полагаю, в оригинале оно таковым и не было, как известно, для этой серии названия унифицируют. Констант не описывает собственно повседневную жизнь французов - его работа скорее посвящена роли, условно говоря, "простых людей" в истории религиозных войн: настроениям в разных слоях общества (около половины французов было, видимо, индифферентно к конфессиональным конфликтам), роли дворян, не занимавших столь значительного положения, как Гизы или Монморанси, взгляду католиков и гугенотов на противоположный лагерь... Все это не лишено интереса, однако ожидания читателя могут быть обмануты.
В итоге, при том, что книга довольно информативная, мне сложно сказать, что я из неё вынес. Очень впечатляют истории барона Адрета и Блеза де Монлюка, двух капитанов, прославившихся в начале религиозных войн; исследование содержания наказов Генеральным штатам любопытно, хоть тут как раз очень мешает недостаток контекста; весьма интересна мысль, что конфликт Генриха III с Лигой, равно как и с гугенотами, был конфликтом взглядов на мир Средневековья и Нового времени, и именно это сделало его столь трудноразрешимым. По мнению Константа, Генрих не желал согласиться ни на равноправие религий, ни на ограничение своей власти, из соображений неоплатонических, и упорно пытался бороться с Гизом, не сознавая, что массы могут быть политической силой сами по себе, помимо вождя-аристократа.
В общем, если вы хорошо, действительно хорошо знаете историю Франции XVI века, то "Повседневная жизнь французов..." может быть весьма интересна и познавательна. К сожалению, как научпоп для неспециалистов она почти нечитаема.
Эта книга вызывает прежде всего недоумение. Автор явно владеет материалом и, более того, заинтересован в нем. Однако изложить его внятно Констант будто не способен - по всей видимости, не от недостатка, а от избытка понимания; наиболее характерен пример с Варфоломеевской ночью - автор постулирует, что читателю хорошо известны её основные события, а затем перечисляет вопросы, вызывающие споры историков, вываливая множество ранее не упоминавшихся имен и фактов. Я уж подумал, что это просто не научно-популярный текст, а текст для специалистов, и можно винить лишь издателей, включивших его в эту серию, но, похоже, это не так - Констант многое разъясняет достаточно подробно, многое повторяет несколько раз... Беда в том, что "Повседневная жизнь французов..." ужасно структурирована: последовательность глав сама по себе вызывает вопросы (например, понятие католической Лиги вводится только в середине книги, но до того автор постоянно говорит о лигистах и роялистах), но и внутри их Констант склонен скатываться к частным темам, что, при довольно громоздком стиле, очень мешает следовать за авторской мыслью.
Ещё одна сложность - хоть это уже не претензия к, собственно, книге, - с "Повседневной жизнью французов во времена религиозных войн" состоит в том, что работа не совсем соответствует своему заглавию. Полагаю, в оригинале оно таковым и не было, как известно, для этой серии названия унифицируют. Констант не описывает собственно повседневную жизнь французов - его работа скорее посвящена роли, условно говоря, "простых людей" в истории религиозных войн: настроениям в разных слоях общества (около половины французов было, видимо, индифферентно к конфессиональным конфликтам), роли дворян, не занимавших столь значительного положения, как Гизы или Монморанси, взгляду католиков и гугенотов на противоположный лагерь... Все это не лишено интереса, однако ожидания читателя могут быть обмануты.
В итоге, при том, что книга довольно информативная, мне сложно сказать, что я из неё вынес. Очень впечатляют истории барона Адрета и Блеза де Монлюка, двух капитанов, прославившихся в начале религиозных войн; исследование содержания наказов Генеральным штатам любопытно, хоть тут как раз очень мешает недостаток контекста; весьма интересна мысль, что конфликт Генриха III с Лигой, равно как и с гугенотами, был конфликтом взглядов на мир Средневековья и Нового времени, и именно это сделало его столь трудноразрешимым. По мнению Константа, Генрих не желал согласиться ни на равноправие религий, ни на ограничение своей власти, из соображений неоплатонических, и упорно пытался бороться с Гизом, не сознавая, что массы могут быть политической силой сами по себе, помимо вождя-аристократа.
В общем, если вы хорошо, действительно хорошо знаете историю Франции XVI века, то "Повседневная жизнь французов..." может быть весьма интересна и познавательна. К сожалению, как научпоп для неспециалистов она почти нечитаема.