Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал сборник "Менандр. Комедии. Фрагменты" из советской серии "Литературные памятники". Издание само по себе замечательное: не только собраны, помимо более или менее полно дошедших до нас комедий все фрагменты и даже обрывки строк, цитируемые античными авторам, но также процитированы их свидетельства о самом Менандре, не говоря про подробный комментарий и прекрасную вступительную статью Виктора Ноевича Ярхо.
Две комедии сохранились практически полностью - "Брюзга" и "Самиянка", ещё три - "Остриженная", "Щит" и "Третейский суд" - достаточно, чтоб судить о них хоть бы с оговорками, об остальных произведениях я воздержусь говорить по отдельности. Мне более всего понравился "Брюзга", и не только потому, что эта комедия практически лишена лакун. Она ещё и самая смешная. В центре сюжета старик, ненавидящий человеческое общество и потому живущий на отшибе только с дочерью (лишь её он, кажется, переносит) да старой рабыней, осыпая любого гостя бранью и ударами. Юноше, случайно увидевшему его дочь и влюбившемуся, конечно, нечего и думать о сватовстве в таких условиях, даже при поддержке её брата, с которым он успел сдружиться... Разумеется, в итоге благодаря ряду счастливых случайностей будут сыграны две свадьбы. Сюжет незамысловат, но очень хороши характеры - не лишенные реализма, очень выразительные и почти все так или иначе забавные. Особенно сам брюзга-Кнемон - в сущности, не злой, а только любящий уединение и тишину, но при этом посылающий человечеству весьма красочные проклятия. Хороши и раб Гета да повар - своеобразная комическая пара, комментирующая действие. Единственное, что смущает меня в "Брюзге" - структура; после счастливой развязки, как я бы её представлял, эта самая пара терзает никому более не мешающего старика, чтоб "проучить", и это в равной степени кажется мне слишком недобрым и нарушающим ритм повествования...
Уже сюжет "Самиянки" вызывает большее смущение. С одной стороны, это типичная комедия ошибок, с другой - недопонимание не кажется таким уж забавным, поскольку едва не кончается убийством нескольких человек, включая новорождённого, и на греческой сцене такой исход, право, не кажется заведомо невероятным. А если учесть, что при этом в сравнении с "Брюзгой" сократилось количество шуток как таковых, а сцен буффонады нет вовсе, ясно, что "Самиянка" менее интересна как комедия. Ярхо усматривает в этом творческую эволюцию Менандра, отходящего от простецких традиций средней комедии и акцентирующегося на психологизме, но... Признаться, эта буффонада ведь была и вправду смешной. В других же пьесах есть интересные, иногда забавные (скорее в сатирическом ключе) образы, есть остроумные афоризмы и изящные выражения, но как-то недостаёт юмора. Это комедии именно в античном (или дантевском) смысле, жанр, характеризующийся счастливым финалом.
Тем удивительней, что самой, похоже, ходовой темой для комедий служило изнасилование. Создаётся впечатление, что каждый афинский юноша раз-другой да брал девушку силой, стоило ей отойти от подружек на каком-нибудь празднике. Иногда, впрочем, сюжет о подкидыше обходился без изнасилования в предыстории. В любом случае счастливая случайность непременно делала насильника будущим мужем, приводила детей в родительский дом, и таким образом утверждались на эллинский лад семейные ценности. Надо признать, что в сюжетостроении Менандр не проявил никакой оригинальности.
Но зато как разнообразны персонажи, при том, что они вроде бы сводятся к набору стереотипных ролей: сурового отца, влюблённого богатого юноши, лукавого старого раба и т.д.! В каждой комедии этот типаж решён по-своему, каждый раз (или почти каждый) он выглядит живым, а главное - Менандр потрясающе хорош в речевых характеристиках, стиль реплик разных героев настолько уникален, что не приходится удивляться, что даже по обрывкам специалистам удаётся разобрать, кто что говорит.
И, конечно, Менандр афористичен. Разумеется, тут есть некоторая логическая петля - большей частью до нас дошли из его произведений лишь афоризмы, так что их удельный вес кажется большим, чем, вероятно, был... Однако легко и понять, отчего античные авторы так охотно его цитировали: фразы запоминающиеся, нередко парадоксальные и действительно просящиеся на язык. Я б привел одну-две, но на двух ведь не остановлюсь, так что уж лучше вы сами почитайте...
Две комедии сохранились практически полностью - "Брюзга" и "Самиянка", ещё три - "Остриженная", "Щит" и "Третейский суд" - достаточно, чтоб судить о них хоть бы с оговорками, об остальных произведениях я воздержусь говорить по отдельности. Мне более всего понравился "Брюзга", и не только потому, что эта комедия практически лишена лакун. Она ещё и самая смешная. В центре сюжета старик, ненавидящий человеческое общество и потому живущий на отшибе только с дочерью (лишь её он, кажется, переносит) да старой рабыней, осыпая любого гостя бранью и ударами. Юноше, случайно увидевшему его дочь и влюбившемуся, конечно, нечего и думать о сватовстве в таких условиях, даже при поддержке её брата, с которым он успел сдружиться... Разумеется, в итоге благодаря ряду счастливых случайностей будут сыграны две свадьбы. Сюжет незамысловат, но очень хороши характеры - не лишенные реализма, очень выразительные и почти все так или иначе забавные. Особенно сам брюзга-Кнемон - в сущности, не злой, а только любящий уединение и тишину, но при этом посылающий человечеству весьма красочные проклятия. Хороши и раб Гета да повар - своеобразная комическая пара, комментирующая действие. Единственное, что смущает меня в "Брюзге" - структура; после счастливой развязки, как я бы её представлял, эта самая пара терзает никому более не мешающего старика, чтоб "проучить", и это в равной степени кажется мне слишком недобрым и нарушающим ритм повествования...
Уже сюжет "Самиянки" вызывает большее смущение. С одной стороны, это типичная комедия ошибок, с другой - недопонимание не кажется таким уж забавным, поскольку едва не кончается убийством нескольких человек, включая новорождённого, и на греческой сцене такой исход, право, не кажется заведомо невероятным. А если учесть, что при этом в сравнении с "Брюзгой" сократилось количество шуток как таковых, а сцен буффонады нет вовсе, ясно, что "Самиянка" менее интересна как комедия. Ярхо усматривает в этом творческую эволюцию Менандра, отходящего от простецких традиций средней комедии и акцентирующегося на психологизме, но... Признаться, эта буффонада ведь была и вправду смешной. В других же пьесах есть интересные, иногда забавные (скорее в сатирическом ключе) образы, есть остроумные афоризмы и изящные выражения, но как-то недостаёт юмора. Это комедии именно в античном (или дантевском) смысле, жанр, характеризующийся счастливым финалом.
Тем удивительней, что самой, похоже, ходовой темой для комедий служило изнасилование. Создаётся впечатление, что каждый афинский юноша раз-другой да брал девушку силой, стоило ей отойти от подружек на каком-нибудь празднике. Иногда, впрочем, сюжет о подкидыше обходился без изнасилования в предыстории. В любом случае счастливая случайность непременно делала насильника будущим мужем, приводила детей в родительский дом, и таким образом утверждались на эллинский лад семейные ценности. Надо признать, что в сюжетостроении Менандр не проявил никакой оригинальности.
Но зато как разнообразны персонажи, при том, что они вроде бы сводятся к набору стереотипных ролей: сурового отца, влюблённого богатого юноши, лукавого старого раба и т.д.! В каждой комедии этот типаж решён по-своему, каждый раз (или почти каждый) он выглядит живым, а главное - Менандр потрясающе хорош в речевых характеристиках, стиль реплик разных героев настолько уникален, что не приходится удивляться, что даже по обрывкам специалистам удаётся разобрать, кто что говорит.
И, конечно, Менандр афористичен. Разумеется, тут есть некоторая логическая петля - большей частью до нас дошли из его произведений лишь афоризмы, так что их удельный вес кажется большим, чем, вероятно, был... Однако легко и понять, отчего античные авторы так охотно его цитировали: фразы запоминающиеся, нередко парадоксальные и действительно просящиеся на язык. Я б привел одну-две, но на двух ведь не остановлюсь, так что уж лучше вы сами почитайте...