Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал "Костры Эдема" Дэна Симмонса (кажется, точнее было бы "Огни Эдема"). Довольно приятная книга.
Мауна-Пеле - самый дорогой и шикарный курорт на острове Гавайи. Тут есть, кажется, всё - теннисные корты и поля для гольфа, бассейн с мантами и музей дальневосточного искусства, комфорт, роскошь, уединение... Разве что туристов практически нет. К огромному сожалению Байрона Трамбо, создателя и владельца этого курорта, похоже, люди готовы оплачивать роскошь и комфорт лишь до определённого предела. Конечно, не поправили дело и шесть (с прошлого вечера - девять, но пока об этом не ставят в известность полицию) исчезновений в Мауна-Пеле за полгода. Даже одновременное извержение обоих главных вулканов острова, редкий случай, не привлекает туристов. Поэтому Трамбо отчаянно нужно продать курорт японцам, чтоб хоть вернуть свои вложения, тем более, что над ним нависает угроза затратного развода. В то же время, когда Трамбо прилетает на Гавайи обхаживать покупателей и скрывать от них новые происшествия, пока контракт не подписан, в Мауна-Пеле приезжает Элинор, преподавательница-историк, ведомая личными и несколько странными мотивами, связанными с дневником её пра-пра-тётки, познакомившейся на этих островах с Сэмюэлем Клеменсом...
Собственно, в романе две параллельных линии сюжета: несколько дней в Мауна-Пеле, пока Трамбо пытается провести японцев, Элинор и её новая знакомая разбираются в происходящем и понемногу наслаждаются отдыхом, а вокруг происходят убийства и всякая жуть, и дневник пра...-тётки о путешествии на Гавайи, нарождающейся влюблённости в Марка Твена и, опять же, мистической жути, которая и связывает эти линии воедино. Причём примерно с середины форма дневника уже явно становится чистой условностью, вариантом изложения от первого лица. Должен признать, меня больше заинтересовала первая линия - разнообразие персонажей делает повествование заметно интереснее. Симмонс тут балансирует между Кингом и Гейманом образца "Детей Ананси", но ни глубины личных историй первого, ни завораживающей мистичности второго не достигает. Вообще, "Костры Эдема" стали менее интересны после того, как боги и духи вышли на авансцену, - им немного недостаёт не-человеческого, потустороннего, Симмонс старательно и в целом удачно следует мифологическим образцам, и всё-таки конфликт выходит слишком рационально понятным, слишком сниженным. А от этого и страх пропадает - зато ранее, пока духи проявляли себя только шорохами в кустах, отдалёнными воплями агонии да кровавыми брызгами на стенах, саспенс нагнетён был прекрасно.
Несомненным достоинством книги является лёгкий, но в то же время выразительный язык - давно чтение не шло у меня так хорошо; конечно, это связано и со вторым большим плюсом "Костров Эдема" - увлекательностью. Роман затягивает, и оторваться от него сложно. Во-первых, благодаря обилию сюжетных линий - если Симмонс и не может соперничать с Кингом в разработке каждой из них, то их обилие обеспечивает насыщенность событиями или их предвкушение в любой части книги. Во-вторых, благодаря, опять же, возможно, не слишком глубоким, зато фактурным и симпатичным персонажам. Мой любимец - Трамбо, несмотря на имидж бессовестного бизнесмена, очень приятный герой... и вызывающий искреннее сочувствие, ведь неудачи и проблемы на него так и сыплются. В-третьих же радует несколько внезапных поворотов - вроде бы относящихся к сюжетно второстепенным моментам, но всё-таки любопытных; мой любимый пример - Уилл Брайент, кажущийся типичным исполнительным подхалимом-менеджером (типа моего любимого Вана Арджано), пока не... ну, не буду спойлерить. И, наконец, атмосфера Гавайев, сеттинг и необычный для этого жанра, и интересный (не говоря о том, как приятно читать о море и пальмах в конце октября).
Кстати, я заинтересовался культурой и религией Гавайев. Неужели там действительно не работают универсалии, перевернуты бинарные оппозиции, и с мужским началом связаны смерть и влажность, а с женским - огонь и горы?..
В общем, "Костры Эдема" я склонен скорее рекомендовать. Как минимум, это отличное развлекательное чтение.

@темы: смотрит в книгу - видит..., ужас замка Морисвилль