Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал роман Сакё Комацу "Гибель Дракона". До самого конца не знал, как оценю книгу, но всё-таки она меня зацепила.
Это роман о том, как Япония утонула. в сущности, все сводится к этой простой фразе. Главные герои - Япония и её геофизика, а все персонажи оказываются на вторых ролях - и, в сущности, появляются в сюжете лишь периодически, развиваются, но не имеют собственной законченной истории, отдельной от истории гибели Японии. Это можно рассматривать как серьёзный недостаток (и, уверен, многие так и сочтут), однако это вопрос концептуальный. Комацу не лишён способности описывать ярко и живо человеческие характеры и не лишён интереса к ним, - просто в "Гибели Дракона" он, очевидно, хотел посмотреть на мир в более широком масштабе; автор регулярно переключается с взгляда на Японию "с высоты птичьего полёта" на какого-нибудь фокального персонажа - порой постоянного, порой появляющегося лишь в кратком эпизоде, - просто они нужны Комацу не сами по себе, а опять-таки чтоб увидеть отражение судьбы Японии в их индивидуальной судьбе. При этом от судеб этих порой, право, наворачиваются слёзы. Так что попрекать Сакё Комацу малым вниманием к персонажам было бы не вполне справедливо...
"Гибель Дракона" - настолько научная фантастика, а я так плохо разбираюсь в геологии и смежных науках, что даже не могу сказать, что из описанного вполне фантастично, какая часть названных геофизических теорий выдумана автором и т.д. Во всяком случае, научному объяснению происходящего посвящено немало места, и многие наверняка сочтут это достоинством - хотя моя полная неспособность в эти объяснения вникнуть заставила воспринимать их скорее как тормоз сюжета. В любом случае подготовка и дотошность Комацу вызывают уважение.
О чем же роман? О Японии. О национальном характере, национальной судьбе и в особенности от патриотизме. Последняя тема педалируется, несмотря на благодатный сюжет, меньше остальных, но она - всего важнее. Комацу исподволь, через детали и как бы второстепенные эпизоды, показывает разницу в психологии старшего и послевоенного поколений, разницу между преклонением перед Японией, своего рода давящим чувством долга, и меньшей связью с конкретной страной, пониманием долга как чего-то, что можно отдать. И предлагает - не на словах, а на примере персонажей - ещё образ подлинного патриотизма.
В общем, "Гибель Дракона" - пожалуй, самое убедительное и яркое изображение глобальной катастрофы, что я встречал в литературе. Кроме, возможно, "Противостояния" Кинга, но оно всё же о другом...

@темы: смотрит в книгу - видит...