Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Очередное заседание киноклуба было посвящено ранним образцам вестерна (они же что не удивительно, и наиболее ранние образцы оригинального американского кино в принципе).
"Великое ограбление поезда" Эдвина Портера, безусловно, значимо для истории кино, но интересно только в этом отношении. Сам по себе фильм не слишком красив, не слишком занимателен, экшн, котрого тут и не в избытке, на общих планах смотрится вяловато... Все это нельзя поставить Портеру в упрёк - такова уж эпоха, когда он снимал, и для своей эпохи фильм хорош; но это не то кино, которое можно смотреть ради удовольствия, а не самообразования. За исключением финальной сцены с выстрелом в зрительный зал - это круто, стильно и классно снято (а уж какой это был приём в своё время!. Подумать страшно!).
"Последняя капля воды" Дэвида Гриффита вышла почти десятью годами позже и, соответственно, сюжет там поинтереснее: любовный треугольник, драма и самопожертвование. Все это, конечно, крайне наивно и просто, но всё-таки драматизм ощущается даже при весьма ограниченных в немом кино средствах выразительности.
Но интереснее всё-таки два фильма почти полнометражных, созданных ещё чуточку позже, когда американский кинематограф был уже вполне развит.
"Муж индианки" Сесиля де Милля (1914 г.) едва ли можно назвать вестерном в обычном понимании - да, действие (и то - около половины его) происходит на Диком Западе, но в центре внимания совсем не типичная для вестерна проблематика, а погони и перестрелки предельно сокращены в пользу разговоров и бытовых сцен. Это скорее мелодрама с широкополыми шляпами и индейцами.
Итак, двое братьев - английских аристократов, Генри и Джим, отвечают за фонд помощи вдовам и сиротам солдат; Генри, заядлый игрок, совершает растрату, причем делает так, чтоб подозрение пало скорее на брата, чем на него. Генри - наследник титула, и он женат, так что Джима умоляют взять вину на себя; влюбленный в жену Генри, он соглашается и бежит в Америку. После ряда забавных приключений в пути, Генри прибывает туда и мгновенно становится завзятым ковбоем и душой компании. А ещё знакомится с вечно крадущейся на заднем плане девушкой-индианкой, которая дважды спасает ему жизнь, и они как-то незаметно ("сделай мне монтаж!") заводят общего ребёнка... Тем временем Генри гибнет, оставив тем самым свободными титул и жену, а на теле его находят записку, оправдывающую Джима, так что тому пора домой. Есть только одна неувязочка, ага...
Фильм снят весьма выразительно, тут уже вполне присутствуют и операторская работа, и интересный монтаж, и, в общем, все, чего мы привыкли требовать от кино. Атмосфера всё время остаётся отчасти комедийной или, по крайней мере, крайне условной, и это смущает - не совсем понятно, как, собственно, сам режиссёр относится к трагедии индианки и её до обидного инструментальной роли во всём этом. В то же время эта лёгкость очаровывает. Актёрская игра тоже напоминает о комедии, она самую чуточку гротесковая; особенно, как ни странно, выразительны индейцы (а в этих ролях заняты настоящие коренные американцы) - крадущаяся скво и её пьяный тревожный отец.
Ах, да, и ещё это первый фильм, снятый в Голливуде. Примечательно, не так ли?
И, наконец, "Против Бродвея" Джона Форда. Автор "Дилижанса" - признанный мастер вестерна, но тут, опять же, перед нами не чистый образчик жанра, а скорее эксцентрическая комедия в соответствующем антураже.
Перед нами ранчо в Вайоминге, владелец которого, "джентльмен с добрым нравом", ничуть не против того, что его половозрелая дочь гуляет вечерами с ковбоем, которого он временно нанял. А ковбой за время работы каким-то образом скопил немного деньжат в банке, прикупил сто акров земли и отстроил на них домик (нет, серьёзно) - и теперь делает девушке предложение, а потом они вместе получают благословение у папы-ранчера. На беду, на следующий день из Нью-Йорка приезжает в автомобиле некий франт, чтоб оценить закупаемых его фирмой лошадей. Девушка мгновенно меняет свои симпатии и бежит с ним в большой город, но там передумывает снова и в тоске шлёт любимому ковбою вырезанное им деревянное сердечко - спаси, мол, меня. Наш герой отправляется в Нью-Йорк, переживает ряд забавных приключений и с помощью друзей с ранчо и шлюхи с золотым сердцем возвращает любимую. В финале толпа ковбоев избивает в шикарном отеле толпу снобов во фраках.
Фильм насыщен гэгами вроде того, когда ковбой предупреждает коридорного, что, судя по шипению, батарея центрального отопления готова его ужалить, и немудрёным противопоставлением богатого и порочного города и здоровой, простой провинции. Актёры играют, соответственно, преувеличенно даже по меркам немого кино - вам решать, забавно это или нет. Кроме того, нельзя не отметить потрясающие, потрясающие натурные съёмки - виды в "Против Бродвея" божественные.
В общем, эти вестерны до двадцатых какие-то очень уж непривычные вестерны...
"Великое ограбление поезда" Эдвина Портера, безусловно, значимо для истории кино, но интересно только в этом отношении. Сам по себе фильм не слишком красив, не слишком занимателен, экшн, котрого тут и не в избытке, на общих планах смотрится вяловато... Все это нельзя поставить Портеру в упрёк - такова уж эпоха, когда он снимал, и для своей эпохи фильм хорош; но это не то кино, которое можно смотреть ради удовольствия, а не самообразования. За исключением финальной сцены с выстрелом в зрительный зал - это круто, стильно и классно снято (а уж какой это был приём в своё время!. Подумать страшно!).
"Последняя капля воды" Дэвида Гриффита вышла почти десятью годами позже и, соответственно, сюжет там поинтереснее: любовный треугольник, драма и самопожертвование. Все это, конечно, крайне наивно и просто, но всё-таки драматизм ощущается даже при весьма ограниченных в немом кино средствах выразительности.
Но интереснее всё-таки два фильма почти полнометражных, созданных ещё чуточку позже, когда американский кинематограф был уже вполне развит.
"Муж индианки" Сесиля де Милля (1914 г.) едва ли можно назвать вестерном в обычном понимании - да, действие (и то - около половины его) происходит на Диком Западе, но в центре внимания совсем не типичная для вестерна проблематика, а погони и перестрелки предельно сокращены в пользу разговоров и бытовых сцен. Это скорее мелодрама с широкополыми шляпами и индейцами.
Итак, двое братьев - английских аристократов, Генри и Джим, отвечают за фонд помощи вдовам и сиротам солдат; Генри, заядлый игрок, совершает растрату, причем делает так, чтоб подозрение пало скорее на брата, чем на него. Генри - наследник титула, и он женат, так что Джима умоляют взять вину на себя; влюбленный в жену Генри, он соглашается и бежит в Америку. После ряда забавных приключений в пути, Генри прибывает туда и мгновенно становится завзятым ковбоем и душой компании. А ещё знакомится с вечно крадущейся на заднем плане девушкой-индианкой, которая дважды спасает ему жизнь, и они как-то незаметно ("сделай мне монтаж!") заводят общего ребёнка... Тем временем Генри гибнет, оставив тем самым свободными титул и жену, а на теле его находят записку, оправдывающую Джима, так что тому пора домой. Есть только одна неувязочка, ага...
Фильм снят весьма выразительно, тут уже вполне присутствуют и операторская работа, и интересный монтаж, и, в общем, все, чего мы привыкли требовать от кино. Атмосфера всё время остаётся отчасти комедийной или, по крайней мере, крайне условной, и это смущает - не совсем понятно, как, собственно, сам режиссёр относится к трагедии индианки и её до обидного инструментальной роли во всём этом. В то же время эта лёгкость очаровывает. Актёрская игра тоже напоминает о комедии, она самую чуточку гротесковая; особенно, как ни странно, выразительны индейцы (а в этих ролях заняты настоящие коренные американцы) - крадущаяся скво и её пьяный тревожный отец.
Ах, да, и ещё это первый фильм, снятый в Голливуде. Примечательно, не так ли?
И, наконец, "Против Бродвея" Джона Форда. Автор "Дилижанса" - признанный мастер вестерна, но тут, опять же, перед нами не чистый образчик жанра, а скорее эксцентрическая комедия в соответствующем антураже.
Перед нами ранчо в Вайоминге, владелец которого, "джентльмен с добрым нравом", ничуть не против того, что его половозрелая дочь гуляет вечерами с ковбоем, которого он временно нанял. А ковбой за время работы каким-то образом скопил немного деньжат в банке, прикупил сто акров земли и отстроил на них домик (нет, серьёзно) - и теперь делает девушке предложение, а потом они вместе получают благословение у папы-ранчера. На беду, на следующий день из Нью-Йорка приезжает в автомобиле некий франт, чтоб оценить закупаемых его фирмой лошадей. Девушка мгновенно меняет свои симпатии и бежит с ним в большой город, но там передумывает снова и в тоске шлёт любимому ковбою вырезанное им деревянное сердечко - спаси, мол, меня. Наш герой отправляется в Нью-Йорк, переживает ряд забавных приключений и с помощью друзей с ранчо и шлюхи с золотым сердцем возвращает любимую. В финале толпа ковбоев избивает в шикарном отеле толпу снобов во фраках.
Фильм насыщен гэгами вроде того, когда ковбой предупреждает коридорного, что, судя по шипению, батарея центрального отопления готова его ужалить, и немудрёным противопоставлением богатого и порочного города и здоровой, простой провинции. Актёры играют, соответственно, преувеличенно даже по меркам немого кино - вам решать, забавно это или нет. Кроме того, нельзя не отметить потрясающие, потрясающие натурные съёмки - виды в "Против Бродвея" божественные.
В общем, эти вестерны до двадцатых какие-то очень уж непривычные вестерны...