Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов

Как вы помните, мне на Новый год подарили коллекцию фильмов с Бела Лугоши, так что теперь вы будете некоторое время читать о его фильмографии. И начнём мы, разумеется, с единственного фильма, с которым имя Лугоши ассоциируется в первую очередь и будет ассоциироваться всегда - "Дракула" Теда Броунинга.
"Дракула" 1931 года - в очень, очень малой степени является экранизацией романа Стокера; фактически, у этого фильма меньше общего с литературной основой, чем у "Носферату", сюжет котрого изменили специально, чтоб избежать претензий правообладателя. Вернее говорить, что это киноадаптация спектакля, основанного на романе, и при таком подходе фильм вызовет гораздо меньше вопросов.
Образ Дракулы отличается от книжного кардинально, а в связи с этим отличается и структура повествования, и сюжетные акценты. Отчасти это отличие - примечательный результат смены английской точки зрения на американскую; если для Стокера Дракула - неотёсанный варвар в полуразвалившемся замке, нелюдимый и малоприятный князёк из европейского захолустья, то в Америке он - настоящий аристократ и экзотический европеец, центр внимания и обладатель обворожительных манер. И вот в этом непреодолимом очаровании титулов и европейскости и заключается самая суть Дракулы в исполнении Лугоши. Он не ночное чудовище, а соблазнитель. У Стокера граф появляется лишь в самом начале (да и там почти не присутствует на сцене, а пугающую роль играет скорее сам его замок), с тем, чтоб почти до финала исчезнуть из нашего поля зрения; у Броунинга Дракула в кадре почти постоянно. В книге он подобен безликой и неуловимой силе, являющейся ночью, незримо, в разных обличиях, давая о себе знать лишь через последствия своих дел; в фильме он представляется семейству Мины в оперной ложе, не раз затем наносит им визиты и даже после разоблачения не тушуется и уверенно дискутирует с ван Хельсингом. В книге подчёркивается протеическая и животная природа Дракулы, он ползает по отвесным стенам, оборачивается то туманом, то волком; в фильме он совершает иногда превращения, но на этом не акцентируется внимание - главной и действительно впечатляющей способностью Дракулы оказывается месмеризм. Креплёная смесь хтонического и сексуального, которую являл собой литературный Дракула, в фильме представлена лишь второй составляющей, разбавленной светскими условностями и щепоткой ксенофобии. Дракула - это иностранный жиголо со сладенько-неприятной улыбочкой, соблазняющий и морочащий молоденьких девушек; Люси подпадает под его очарование, и даже Мина, хоть и стыдится этого перед женихом, не может уберечься. А главным противодействием Дракуле оказывается отцовский присмотр.
Учитывая всё это, игра Лугоши безупречна. Он великолепно создал требуемый от него образ. Его произношение с умеренно ощутимым акцентом и чрезмерно чёткой артикуляцией, либо паточно-любезное, либо невыразительно-весомое, его вызывающая недоверие светская улыбка и пристальный взгляд, даже его месмерические жесты (в контексте отнюдь не кажущиеся комичными)... Прекрасно. Нельзя не отметить и ещё две актёрские работы. Во-первых, Эдвард Ван Слоун в роли ван Хельсинга - возможно, дело в его внешности, а может, в любезной, но какой-то хищной профессиональной докторской улыбке (что-то неуловимое в нём есть от безумных нацистских учёных), но он производит не менее жуткое впечатление, чем Дракула. И выступает как достойный противник для него. Образ Ренфилда оказался неожиданно лиричным (и полностью заслонил невыразительных скучных Мину и Джона в этом отношении), но менее выразительным психопатом он от этого не стал, спасибо Дуайту Фраю, сделавшему в итоге образы мерзких приспешников своей специальностью.
К сожалению, режиссура значительно уступает актёрской игре. В "Дракуле" нет ни саспенса, ни захватывающего действия, сюжет развивается вяло, а темпоритм совершенно не продуман, в результате фильм попросту скучен. Тут нет красиво решённых сцен, более того - все принципиальные для сюжета сцены (не по цензурным ли соображениям?) скомканы до крайности. Легко поверить, что Тодд Броунинг не особенно занимался фильмом, доверив всё оператору Фройнду... Впрочем, и его "Уродцы" запомнились не яркой режиссурой.
"Дракула" - фильм, бесспорно, обязательный к просмотру. Совсем, надо признать, не страшный, но образы этого кино во всяком случае впечатляют. Да и значимость его для дальнейшего развития жанра хоррора и архетипа вампира трудно переоценить.