Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Франкенштейна" Джеймса Уэйла. Из всех просмотренных мною ужастиков Universal этот, несомненно, наилучший. Действительно отличное, без всяких оговорок и уточнений, кино.
Молодой Генри Франкенштейн и его увечный слуга Фриц раскапывают могилы и собирают висельников, чтоб создать нового человека. Но Франкештейну нужен свежий мозг... Туповатый и боящийся трупов Фриц, отправленный за консервированным мозгом в университетскую анатомичку, приносит дегенеративный мозг преступника. Тем временем невеста Франкенштейна смущена его безумным письмом и отсутствием и вместе с безответно влюбленным в неё другом отправляется к его бывшему преподавателю, доктору Вальдману, который рассказывает, что Генри бросил учёбу, когда университет не дал ему трупов для исследования тайн жизни и смерти. Втроём они отправляются в башню, где недоучившийся студент оборудовал свою лабораторию. Сперва Генри не хочет пускать их, но когда его называют безумцем, приходит в ярость и, чтоб доказать обратное, показывает голема, сшитого из кусков трупов, и рассказывает про более высокочастотное, чем ультрафиолет, излучение, создавшее жизнь на Земле. Гости появились как раз во время финального этапа эксперимента - в разрядах грозы создание Франкенштейна оживает... Позже его отец, барон Франкенштейн, выражает недовольство тем, что Генри всё не торопится вступать в брак и, убеждённый, что дело не в науке, а в другой женщине, отправляется к сыну в башню. Тем временем Франкенштейн полон радужных надежд относительно своего создания, но держит его в тёмном подвале и не особенно следит за ним, так что злобный полудиот Фриц с удовольствием может тыкать в новорождённое создание факелом и бить его плёткой. А доктор Вальдман настойчиво советует Генри убить созданное им чудовище...
Роман Мэри Шелли был посвящен двум смежным темам - осуждению человеческой гордыни и игры в Бога, с одной стороны, и отказу от ответственности за свои творения, с другой. В недавно упомянутой экранизации 1910 года актуальна была первая тема, во многих других дочерних, прямо или косвенно подражающих Шелли сюжетах, превратившаяся в настоящую фобию науки. В фильме Уэйла упор сделан на вторую. Наука не зла (и в этом смысле сюжетный ход с мозгом убийцы кажется навязанным, излишним) - дурными плоды науки могут стать в руках одержимых комплексом неполноценности дегенератов; Франкенштейн явно не вполне уравновешен, но его прометеевский порыв тоже не кажется дурным сам по себе - но безответственно дальнейшее равнодушие к монстру. Само же чудовище делает немало плохого, но ничего этически предосудительного; убить того, кто с последовательным садизмом тебя пытает или собирается вскрыть живьем - естественный базовый порыв любого живого существа, а девочке монстр не хотел зла, и не его вина, что его не озаботились обучить самым базовым понятиям. Чудовище опасно, как опасен сильный умственно отсталый или ребёнок с силой быка, но как и они, оно за эту опасность не отвечает. И потому совершенно естественно сочувствие зрителя оказывается на его стороне, а не на стороне доктора Вальдмана, без колебаний настаивающего на убийстве ещё прежде, чем монстр чем-то провинился. А глядя на факельное шествие вскидывающих руки озлобленных немцев, приходится напоминать себе, что фильм снят в 1931 и ничего такого авторы иметь ввиду не могли...
Фильм выделяется среди прочиъ ужастиков Universal глубокой проработкой персонажей, и актёрам, соответственно, есть что играть. Романтическая фигура Генри Франкенштейна, полусумасшедшего и одновременно возвышенного своими амбициями, хорошо удалась Колину Клайву. Ван Слоун отчасти отошёл от своей всегдашней роли ван Хельсинга, исполнив более амбивалентную и характерную (хоть и несущую ту же сюжетную функцию) роль Вальдмана. Очень понравился мне барон Франкенштейн-старший, своего рода сердитый отец из оперетты, но при этом довольно жизненный, в исполнении Фредерика Керра. Дуайт Фрай, прекрасно сыгравший Рэнфилда в "Дракуле", тут не менее ярко исполнил роль другого помощника злодея, Фрица. И, конечно, самая знаменитая роль Бориса Карлоффа, создавшего трогательный образ без слов и с минимумом мимики.
Фильм снят профессионально и стильно, тут много красивых кадров, операторских находок (например, взгляды Франкештейна и монстра сквозь мельничное колесо), и даже очевидная павильонность съёмок в данном случае скорее играет на атмосферу, чем против неё. Грим монстра не зря вошёл в историю и создал каноническое визуальное представление о чудовище Франкенштейна, которому нет альтернативы по сей день.
В целом "Франкенштейн" - не только веха в истории ужасов, но и очень хорошее кино. Настоятельно рекомендую смотреть даже не интересующимся жанром: из всей продукции Universal того периода, пожалуй, только этот фильм заслуживает внимания вне зависимости от любви к хоррору.

@темы: freak-show, важнейшим из искусств..., ужас замка Морисвилль, готишно