Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал "Похождения хитроумного Алеу и другие сказки Камбоджи" в переводе Ю. Горгониева. Я мало знаю о Камбодже (а большая часть того, что знаю, связана со второй половиной XX века) и до сих пор ничего не знал о её фольклоре. А сборник сказок оказался весьма любопытным.
Сказка, упомянутая в заглавии (эдакий прото-плутовской роман), выбрана не зря. Похоже, одной из двух самых популярных тем кхмерских сказок является мошенничество и воровство. Сказок о плутах и ворах очень, очень много. Даже названия показательны: "Добрый Воришка", "Как два обманщика подружились", "Про хитрую женщину"... Причём речь идёт не только о типичном для сказок "благородном обмане", когда герой хитростью побеждает злого духа или хищника; такие хитрости кхмеры тоже ценят, и в сборнике есть, например, история о деде Тяне, которому последовательно пытались отомстить друг за друга все жители леса (конечно, неудачно), или о младшем из двух сирот, добывшем хитростью и храбростью трон страны великанов-людоедов для старшего брата. Но и профессиональное воровство становится в сказках делом вполне почтенным, как, впрочем, и ложь едва ли не ради забавы; в большинстве случаев никакого воздаяния или наказания ворам не следует - напротив, очень часто они получают награду. Народные сказки обычно довольно аморальны, но камбоджийские меня прямо поразили.
Тем более удивительно, что вторая самая популярная тема кхмерских сказок - суд. Тут есть два типичных паттерна, повторяющихся буквально в десятках вариантов: либо некая ситуация, где правый очевиден, но судья подкуплен (или предвзят) и только обращение к праведному судье (обычно зайцу - интересно, что роль главного плута и трикстера тоже его) спасает положение, либо, напротив, дан некий крайне запутанный юридический казус, а затем - его мудрое разрешение. Последние напоминают скорее школьные задачки с условием заведомо не жизненным, заточенным под определённое решение, и только. Эти сюжеты не слишком интересны, и не так легко понять, что в них находили кхмеры. Среди этих сказок есть и весьма мудрые и остроумные (особенно мне понравилась история об отшельнике, укравшем золото, и умной принцессе -это почти как тот тест про лодочника и любовника), но есть и такие, в которых судебное решение кажется мне совершенно непонятным.
Есть, конечно, и сказки, где речь не идёт ни о воровстве, ни о суде. В сборнике совсем мало этиологических сюжетов (если рассказ о том, почему у коней нет крыльев, вообще таковым считается) и не так уж много классических волшебных сказок (разве что вариант "Морозко" с тигром). В некоторых сказках удачей вознаграждается благочестие - герой спасается от злодея и даже получает награду, призвав в опасности Будду, человек, поминавший при всяком деле Шакьямуни, становится царем), но иногда это дело случая и чистой удачи: героем поочерёдно овладевают добрый и злой дух, и его судьба меняется полярным образом совершенно помимо его воли. Интересна, кстати о морали, сказка о четырёх умельцах (прямо камбоджийская Фантастическая Четвёрка) - один знал толк в еде, другой хорошо спал, третий был отличным судьёй, а четвёртый мог обольстить любую женщину... Есть тут и сказки, которые вернее назвать просто анекдотами, хоть юмора во всех много.
Вообще, кхмерские сказки мне понравились. Они остроумны, а их своеобразие даёт повод поинтересоваться культурой Камбоджи - видимо, многообещающей...

@темы: смотрит в книгу - видит..., Будда ехал на козе - это дзэн!, сказкаложь

Комментарии
26.02.2014 в 22:46

Причём речь идёт не только о типичном для сказок "благородном обмане", когда герой хитростью побеждает злого духа или хищника
Я не специалист в фольклоре, к сожалению, поэтому могу ошибаться. Но складывается у меня впечатление, что в собственно народных сказках (не позднейших литературных переработках) типичны именно обманщики вообще. Которые иногда могут быть благородными. Вон, того же Ходжу Насреддина взять. Не по Соловьеву, а по народным сказкам. Помнится, он там обманывает легко и непринужденно совсем не только ради наказания богатых и помощи бедным. И про суд, кстати, тоже, по-моему, что-то такое было. Именно с Насреддином в роли судьи.

дан некий крайне запутанный юридический казус, а затем - его мудрое разрешение. Последние напоминают скорее школьные задачки с условием заведомо не жизненным, заточенным под определённое решение, и только.
Опять же, мне кажется, это черта не только кхмерских сказок. И более того, не только сказок. Когда читал какие-то китайские истории о полководцах, порой поражался, насколько наивные и примитивные хитрости пускают они в ход. И побеждают, поскольку противник мыслит столь же наивно. Может, все же, это действительно какая-то особенность архаичного мышления?

Интересна, кстати о морали, сказка о четырёх умельцах (прямо камбоджийская Фантастическая Четвёрка) - один знал толк в еде, другой хорошо спал, третий был отличным судьёй, а четвёртый мог обольстить любую женщину...
Ну, хм, у семи Симеонов, вроде бы, умения были не менее экзотические? :)
26.02.2014 в 23:10

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
boynton, ну мне всё же не кажется, что в европейских сказках так много рассказов про мошенников, чаще там герой применяет хитрость против антагониста. Конечно, статистики у меня на руках нет.
Ну тут сюжеты не то чтоб наивные - напротив, весьма заковыристые. Но занимательны ровно настолько же, как "У ТАни было 5 яблок, а у Вовы на корень из восьми больше...".
Нееет, сказок по типу Семи Семионов у кхмеров тоже тьма (большинство связано с судом тоже - кто должен получить какую долю награды за совместно выполненное дело), но тут привлекает внимание не странность способностей, а их гедонистичность (помимо юридической одарённости)...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail