Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вышла милка за ворота
Для призыва Астарота,
А явился Асмодей —
То-то сраму от людей!

©пёрто

Посмотрел я фильм "Падший" Грегори Хоблита - его как-то часто показывают по телевизору, и я его видел кусочками много-много раз и вот, наконец, целиком. Теперь вопрос - зачем я это смотрел-то?..
Итак, детектив Хоббс. Он поймал серийного убийцу и теперь может насладиться чувством выполненного долга, когда того засаживают в газовую камеру. Детектив Хоббс хороший коп, честный и верящий в своё призвание, и безумный лепет убийцы-полуидиота при последней встрече с ним нашего героя ничуть не беспокоит. А вот появление убийцы-подражателя буквально на следующий день после казни - уже беспокоит. Ещё неприятнее, что на месте убийства - отсылка к тому, что казнённый сказал Хоббсу в тот, последний раз - следовательно, подражатель либо
тюремщик, либо репортёр, снимавший об убийце фильм, либо какой-то коп...
Тут я позволю себе сделать паузу. Да, понятно, что с самого начала убийства, будто продолженные маньяком после казни, наводят на мысль о мистике, но очень долго, почти час, я надеялся, что это ложный след. Что в итоге расследование выявит реального, из плоти и крови хиртмоумного преступника в лучших традициях "Собаки Баскервиллей" и "Скуби-Ду". Надежды мои стали истаивать, когда выяснилось, что убийца произнёс фразу на древнем арамейском, "языке, на котором сейчас говорят только немногочисленные дикие пастухи в Сирии".
И, коротко говоря, выясняется, что враг Хоббса - Азазель, демон, передающийся через прикосновение. Он полностью овладевает жертвой и может вселиться почти во всякого человека; Хоббс - редкое исключение (этот иммунитет никак не объясняется, особенно праведным или набожным детектив не выглядит). Меняя тела, он преследует Хоббса, все больше выбивая его из колеи и заодно создавая у полиции впечатление, что он и есть убийца-подражатель...
Небольшое отступление в сторону. Я согласен, слово "демон" можно использовать очень широко, как только хватит авторской фантазии. Но если речь не просто о демонах, если упоминается арамейский, цитируется Откровение, в кадре навязчиво мелькает Босх - тогда уже создаётся определённый контекст. Можно с ним полемизировать, но для этого необходимо его принимать во внимание. "Падший" ставит проблему теодецеи покруче, чем Книга Иова, - злой дух может овладеть кем угодно без всяких предварительных, его нельзя ни изгнать, ни освободиться от его влияния; в фильме говорится, что Азазель ждёт "падения Вавилона" и развлекается, распевая "Time is on my side..." - но чего ему ждать? Судя по тому, что показано в фильме, земля и человечество уже преданы власти зла безраздельно. Финал, в принципе, соответствует этой мысли, но в фильме рефлексии на эту тему не ощущается. Вопрос "where is your God now?" не стоит. Состояние богооставленности и абсолютной безнадёжности, в общем, не выражено.
Оставив это, отмечу, что сценарий, к сожалению, в фильме и вообще слаб. Точнее, крайне невыразителен. Диалоги не откровенно глупы, но функция у них чисто служебная - сообщить зрителям необходимые сведения: кто такой Хоббс, что происходит и т.д. Естественности и раскрытия характера персонажей там не найти. Многие сцены и вовсе притянуты за уши - неужто эксперту нужно было приходить в участок, чтоб сказать ровно пару фраз - "это арамейский, странно"? В такой же манере ведётся расследование - стоит полицейским задуматься о загадке с фамилиями, как один из них случайно вспоминает, что служил с парнем с такой фамилией, его имя ещё выбили на доске почёта, - и вот вам вся детективная работа. Сценарист Николас Казан просто не напрягается - поставив сюжет на рельсы, он даёт ему катиться по ним ровно и скучно.
Да, признаю, финальный поворот - не с котом, а с казавшимся до того стилистически неуместным нуарным голосом за кадром, - довольно изящен.
Актёрская игра... Дэнзел Вашингтон старается оживить своего персонажа, но если сравнивать с очень похожим героем, которого он сыграл в "Законопослушном гражданине", видно, что тут актёр не так уж хорош. Ну хоть бы не ужасен, как Дональд Сазерленд.
Монтаж в некоторых сценах с Азазелем довольно выразителен, зато его "вид из глаз" (растянутая плёнка с плохой цветопередачей) - даже не убожество в техническом смысле, а безвкусица - в стилистическом.
В итоге "Падший" - никакой фильм. Не плохой даже, о нем не расскажешь выразительно, морщясь при воспоминании, просто никакой; совершенно пустой, безликий и ненужный.

P.S. Единственное, ради чего, может, стоит посмотреть - вдохновение для хроники о Привязанных К Земле. Пусть Азазель формально на них ничем не похож, но ощущение паранойи и нависшего зла - то самое.

@музыка: The Rolling Stones - Time Is On My Side

@темы: важнейшим из искусств..., мне не нравится этот корабль, мне не нравится эта команда, и вообще мне всё не нравится, АдЪ